Полномочия членов Высшей квалификационной комиссии судей оценивать определенные факты как согласующиеся или нет с понятием добродетели являются исключительными.
На этом акцентировала Большая палата Верховного Суда, оставляя в силе решение Кассационного административного суда по делу №9901/110/19, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу кандидат, участвовавший в конкурсе, просил признать незаконным и отменить решение ВККС от 30.01.2019 о признании его не подтвердившим способность осуществлять правосудие в Кассационном административном суде. В частности, отмечал, что ни одна норма не предусматривает обязанности кандидата предоставлять документальное подтверждение происхождения средств, полученных другими лицами (в случае истца — его сестрой).
КАС в удовлетворении иска отказал.
В свою очередь, БП ВС отметила, что добродетель является морально-нравственной, а не правовой категорией. Поэтому обстоятельства, свидетельствующие о неблагочестии, оцениваются, прежде всего, с морально-этической точки зрения. Даже внешне правомерные и законные действия кандидата могут оцениваться как не согласующиеся с понятием добродетели. Кандидат должен осознавать, что только в случае соответствия его высоким стандартам поведения он может быть признан способным осуществлять правосудие в ВС.
Учитывая это, члены ВККС, оценивая определенные обстоятельства относительно истца как кандидата, принимавшего участие в конкурсе на занятие должности судьи ВС, определялись относительно их соответствия общественным представлениям о добродетели по собственному усмотрению. Других основанй оценки жизненных обстоятельств истца на соответствие критерию добродетельного поведения, отличных от собственного усмотрения членов комиссии как определенного законом №1402-VIII органа, проводящего квалификационную оценку кандидата, действующим законодательством не установлены.
В то же время БП ВС, не отрицая, что у судьи нет обязанности проверять правомерность происхождения средств членов семьи и/или близких лиц, учла то обстоятельство, что истец проживает в этом доме, а объективные данные свидетельствуют о том, что денег на приобретение дома у сестры истца не было. Именно этот факт вызывал у ВККС сомнения в добродетели истца.
Кстати, ввиду такой правовой позиции БП ВС возникает вопрос о возможности повторного выяснения членами Высшей рады правосудия источников происхождения средств на приобретение движимого или недвижимого имущества кандидатами, которых ВККС рекомендовала назначить судьями, и отложение решения о внесении представлений для сбора «дополнительных материалов». Ведь право определять соответствие кандидата критерию добродетели, как подчеркнула БП ВС, принадлежит исключительно ВККС.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!