В случае передачи на реализацию недвижимого имущества, право собственности или право пользования которыми имеют дети, исполнитель обязан получить предварительное согласие органа опеки и попечительства или соответствующее решение суда.
На это обратил внимание Кассационный административный суд, оставляя в силе предыдущие решения по делу №280/2937/22, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу комиссия по защите прав ребенка РГА отказала исполнителю в предоставлении разрешения на реализацию жилого дома, право пользования которым имеет малолетнее лицо. Это решение было предметом судебного разбирательства, по результатам которого судами отказано, в частности, в удовлетворении исковых требований АО о признании противоправным этого решения. В дальнейшем это послужило основанием для принятия исполнителем постановления о возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п.9 ч.1 ст.37 закона «Об исполнительном производстве».
Решением суда первой инстанции, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении административного иска. Суды исходили из того, что законодательством запрещено совершение каких-либо сделок по недвижимому имуществу, право собственности на которое или право пользования которым имеют дети, без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Учитывая наличие отказа комиссии по защите прав ребенка в предоставлении такого разрешения, частным исполнителем обоснованно принято постановление о возвращении исполнительного документа.
В свою очередь, КАС отметил, что вопрос, предшествующий установлению правомерности/ противоправности обжалуемого постановления частного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю, заключается в наличии/ отсутствии обязанности частного исполнителя при совершении исполнительных действий обращаться за разрешением в орган опеки и попечительства для реализации жилой недвижимости, право собственности на которое или право пользования которыми имеют дети.
Так, положениями ч.1 ст.18 закона «Об исполнительном производстве», п.28 разд.VIII Инструкции по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Минюста от 2.04.2012 №512/5, и абз.7 п.3 разд. II Порядка реализации арестованного имущества, утвержденного приказом Минюста от 29.09.2016 №2831/5, определен порядок передачи на реализацию имущества должника, право собственности на которое или право пользования которыми имеют дети, по предварительному разрешению органа опеки и попечительства.
Кроме этого, по делу №755/12052/19 Большая палата ВС пришла к выводу, что получение исполнителем соответствующего разрешения органа опеки и попечительства является обязательным в силу самого факта существования права собственности или права пользования несовершеннолетнего ребенка в отношении недвижимого имущества, реализуемого в рамках исполнительного производства.
Учитывая изложенное у частного исполнителя, были основания для принятия постановления в исполнительном производстве о возвращении исполнительного документа взыскателю согласно п.9 ч.1 ст.37 закона «Об исполнительном производстве».
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Государство не сможет истребовать имущество, добросовестно приобретенное до Зеленского — проект
07.05.2024
Когда Минюст не в праве рассматривать жалобу на действия госрегистратора, напомнила БП ВС
02.05.2024
На новых началах: концептуальные подходы к реализации права на жилье от Минвосстановления
15.04.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!