Ввиду положений Конституции Украины и практики ЕСПЧ, для ограничений в выплате пенсии должна быть процедура обжалования решения. Таким образом, обеспечивается баланс между правом собственности личности и интересами общества.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
По просьбе главы Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергея Ионушаса в Национальной ассоциации адвокатов Украины проанализировали проекты законов:
№ 10355 от 18.12.2023 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об особенностях выплаты пенсий лицам, совершившим уголовное правонарушение против основ национальной безопасности, общественной безопасности, мира, безопасности человечества, международного правопорядка»;
№ 10356 от 18.12.2023 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс в отношении лиц, которые подозреваются, обвиняются в совершении уголовного правонарушения».
Документами предлагается лишать или ограничивать размер пенсии указанных категорий лиц (проект №10355) и внести соответствующие технические изменения в УПК (проект №10356).
Да, изменениями предусматривается:
- лишить права назначения пенсий лицам, осужденным к ограничению или лишению свободы за совершение умышленного уголовного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 109, 110, 110-2, 111, ч.3 – 8 ст. 111-1, ст.ст. 111-2, 113, 114, 114-1, 258, 258-2, 258-3, 258-5, 260, 437, 438, 441, 442, 447 Уголовного кодекса, которые имеют право на назначение пенсии по спецзакону. Установить, что назначение пенсии таким лицам будет происходить в соответствии с законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
- выплату пенсий лицам, осужденным к ограничению свободы или лишению свободы за совершение умышленного уголовного правонарушения, в течение срока отбывания наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы, согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» ограничить до размера, не превышающего размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
- установить обязанность территориальных органов Пенсионного фонда или суда своим решением прекратить выплаты пенсии через 6 месяцев после обретения процессуального статуса подозреваемого, обвиняемого в совершении умышленного уголовного правонарушения, лицам, объявленным в розыск, международный розыск и до снятия этих лиц с розыска.
В комитете НААУ по вопросам уголовного права и процесса отметили, что эти предложения направлены на отмену или сужение прав человека на социальную защиту, закрепленную ст. 46 Конституции Украины. В то же время, согласно ст. 22 Конституции права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
А согласно решению Конституционного Суда Украины от 28.04.2009 № 9-рп/2009 невыполнение государством своих социальных обязательств по отдельной категории лиц приводит к нарушению принципов социального, правового государства, ставит граждан в неравные условия, подрывает принцип доверия к государству.
Также в НААУ сослались на практику Европейского суда по правам человека. В решении по делу Paul Banfield vs. UK (№ 6223/04) суд констатировал, что когда государственная профессиональная пенсия уменьшается как дисциплинарная мера, уменьшение действует как вмешательство в мирное владение собственностью. Этим и другими решениями ЕСПЧ относит пенсию к имуществу в смысле ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, согласно которому лицо имеет право мирно владеть своим имуществом. Никто не может быть лишен собственной принадлежности по другому как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами интернационального права.
Следовательно, право на пенсию защищается ст. 1 Протокола 1 Конвенции и к такой выплате должны применяться требования по обязательной процедуре обжалования решения о лишении или ограничении размера. Это необходимо для обеспечения баланса между правом собственности заявителя и интересами общества.
Авторы законодательной инициативы предлагают ограничивать права на законодательном уровне без предоставления лицу возможности защитить это право в суде, доказать избыточность такого лишения.
По мнению специалистов, одним из возможных путей внедрения предлагаемой идеи может стать внесение изменений в ст.ст. 52, 59 УК путем предусмотрения возможности назначения дополнительного наказания в виде лишения пенсии (пенсионных выплат) и/или уменьшения размера. Указанный механизм позволит обеспечить проверку судом оснований ограничения права и обжалования соответствующего решения.
Полностью замечания и предложения к проектам №10355 и №10356 можно просмотреть по ссылке.

.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!