ГК не допускает назначения попечителя для совершеннолетнего дееспособного лица, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и выполнять свои обязанности, как в судебном, так и во внесудебном порядке.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, частично изменив мотивировочные части предыдущих решений по делу №686/15358/23, информирует «Закон и Бизнес».
Заявитель указывал, что его брат имеет инвалидность II группы, получил травму и дополнительные болезни, поэтому нуждается в постоянном уходе. Заявитель постоянно ухаживал за братом и заботился о нем. В конце 2022 года заявитель был мобилизован в ВСУ, с тех пор за братом ухаживали родители, которые из-за преклонного возраста и по состоянию здоровья не могут обеспечить постоянным уходом и опекой своего сына.
Суд первой инстанции, определение которого оставил в силе апелляционный суд, отказал в открытии производства, поскольку заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Суды установили, что брат заявителя не признан недееспособным или ограничено дееспособным в предусмотренном законом порядке. Суды считали, что вопрос установления попечительства решается во внесудебном порядке, а правоотношения по этому делу регулируются законом «О социальных услугах».
В свою очередь, КГС отметил, что в ГК законодатель определил круг субъектов, для которых может быть назначен попечитель: несовершеннолетнее лицо, если оно лишено родительской опеки; физическое лицо, ограниченное в гражданской дееспособности. Однако законодатель не допускает назначения попечителя для совершеннолетнего дееспособного лица, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности, как в судебном, так и во внесудебном порядке. В таких случаях законодатель закрепил право такого лица на помощника (ст.78 ГК).
Законодатель как в ст.60 ГК, так и в других нормах кодекса не предусматривает допустимости на уровне подзаконного акта определять других субъектов, для которых может быть назначен попечитель. Пункты 2.3 и 2.2 Правил опеки и попечительства, утвержденных приказом Государственного комитета по делам семьи и молодежи, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной политики от 26.05.99 №34/166/131/88, противоречат нормам ГК, а потому не подлежат применению.
ГПК предусматривает случай, при котором гражданский суд в порядке отдельного производства может назначить попечителя: при ограничении гражданской дееспособности физического лица (гл.2 разд. IV ГПК). Других случаев ГПК не содержит. Именно поэтому заявление не подлежит рассмотрению в порядке отдельного производства, так что суды должны были отказать в открытии производства по этим основаниям.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!