Речь идет об обысках у адвокатов, проведенных 6 апреля 2023 года следователями Государственного бюро расследований. Эти следственные действия заявлялись как безотлагательные, следовательно, осуществлялись без постановления следственного судьи.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Национальной ассоциацией адвокатов Украины подано в Офис Генерального прокурора соответствующее заявление о совершении следователями ГБР уголовного правонарушения, предусмотренного ст.364 Уголовного кодекса.
Конституция Украины прямо запрещает проведение обыска в жилище или другом владении лица иначе как по мотивированному решению суда. Исключение из этого правила составляют безотлагательные случаи, связанные со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления.
В действительности же апрельские обыски планировались заранее.
Во-первых, за сутки до проведения совета адвокатов Киева и Киевской области получили письма с просьбой обеспечить участие представителей в запланированных обысках.
Во-вторых, накануне якобы неотложных обысков старшим группы следователей в уголовном производстве оформлялись поручения работникам ДБР, не входившим в группу следователей, по их участию в этих следственных действиях.
В-третьих, по результатам обысков не было найдено каких-либо вещей и документов, имеющих отношение к уголовному производству. Были изъяты мобильные телефоны, которые содержали адвокатскую тайну, а также транспортные средства, которые использовались адвокатами в профессиональной деятельности.
Приведенное свидетельствует, что материалы уголовного производства не содержали доказательств, которые давали бы основания осуществлять обыски во владении адвокатов, и в случае рассмотрения ходатайств следственным судьей им было бы отказано в проведении следственных действий.
При этом изъятие имущества и вещей адвокатов, которое произошло в результате незаконного проведения обысков, привело к грубому нарушению прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности.
Таким образом, незаконные действия следственных ДБР, связанные с проведением 6 апреля обысков у адвокатов, являются реальным признаком совершения этих действий вопреки интересам службы, находящейся в причинной связи с причинением существенного вреда как отдельным адвокатам вследствие нарушения их прав и гарантий адвокатской деятельности, так и института адвокатуры в целом.
Ситуация рассматривалась на заседании Совета адвокатов Украины, по итогам чего было принято решение не только о подаче заявления в Офис Генерального прокурора о совершении преступления, но и об обращении в Совет адвокатских и юридических обществ Европы (ССВЭ), Международную ассоциацию юристов (IBA), Совет судей Украины, Государственное бюро расследований с просьбой принять в пределах полномочий меры реагирования по недопущению вмешательства и препятствий в осуществлении адвокатской деятельности со стороны правоохранительных органов.
О факте нарушения прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности также были проинформированы комитеты Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности и по вопросам правовой политики.
Дополнительно о событиях также будет проинформировано Национальное агентство по предотвращению коррупции, которое письмом от 10.05.2023 №211-01/10121-23 просило НААУ предоставить описание идентифицированных коррупционных рисков в уголовном производстве (в частности, тех, которые могут возникнуть во время проведения следователей ) действий.

.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!