Интерпол в 12% случаев отказывает странам в международном розыске лиц
Рядовые украинцы и правоохранители воспринимают сообщение лицу о подозрении как раскрытие преступления, а применение меры пресечения в виде содержания под стражей – как наказание. Попадание кого-то в списки Интерпола также заставляет всех забыть о презумпции невиновности. Но на самом деле все не так печально.
Только обмен информацией
Прежде всего, следует понимать, что международная организация уголовной полиции не является самостоятельным образованием с собственными полномочиями, штатом оперативников и арсеналом оружия. Интерпол не может даже вмешиваться в процессуальные отношения внутри страны. Его роль – обмен информацией между национальными бюро стран, действующих каждое в соответствии со своими законами.
В Украине также есть Национальное центральное бюро Интерпола, функции которого выполняет Нацполиция. На последнюю, как на рабочий аппарат, возложены задачи по координации наших правоохранительных органов, а также взаимодействие с генеральным секретариатом Интерпола и соответствующими органами государств – членов. В частности, речь идет о направлении партнерам запросов о преступниках и разыскиваемых лиц, а также о приеме и контроле реализации аналогичных запросов из-за рубежа.
Главным направлением взаимодействия правоохранительных органов по линии Интерпола является установление местонахождения разыскиваемых лиц.
Когда преступники или подозреваемые пытаются избежать правосудия, укрывшись за границей, они могут попасть в международный розыск из-за так называемого красного уведомления.
По сути оно является запросом в правоохранительные органы по всему миру с просьбой найти и временно арестовать лицо в ожидании экстрадиции или передачи. Как правило, запрос основывается на судебном решении страны.
Красное уведомление является не ордером на арест, а лишь одновременным предупреждением полиции всех стран-членов Интерпола о розыске человека.
Именно в этом кроется ответ на вопрос, который беспокоил многих украинцев: почему Интепрол до сих пор не выставил красную карточку на президента РФ Путина. Такое уведомление никогда не было бы исполнено, а единственным следствием этого стало прекращение работы национального бюро в России.
Интерпол не разыскивает лиц, он не может обязать правоохранительные органы какой-либо страны арестовать лицо. Каждая страна сама решает, какое правовое значение она придает красным уведомлениям и полномочиям своих правоохранителей относительно его исполнения.
Кого ищут
Как уже отмечалось, красные уведомления подаются в отношении лиц, скрывающихся от правосудия или обязанных отбывать наказание за совершение уголовных преступлений.
Следовательно, оно содержит два основных типа сведений:
-идентифицирующих разыскиваемое лицо (имя, дата рождения, гражданство, цвет волос и глаз, фотографии и отпечатки пальцев);
- о преступлении, в связи с которым разыскивается лицо.
При этом следует иметь в виду, что речь идет не о всяких преступлениях. Интерпол не может выставить карточку на совершившего:
- деяния, которые из-за культурных норм в разных странах не имеют однозначной квалификации как преступные. Например, проституция, клевета, употребление наркотиков и т.д.
- правонарушения, связанные с частной жизнью, такие как многоженство, супружеская измена, гомосексуальные отношения (это также можно частично отнести к первому случаю);
- нетяжкие преступления и административные правонарушения, в том числе по делам частного обвинения (за исключением случаев, когда деяние направлено на содействие совершению тяжкого преступления).
Доверяй, но проверяй
Запрос страны-члена на красное уведомление не исполняется автоматически. Он предварительно рассматривается на соответствие уставу и правилам Интерпола рабочей группой, состоящей из юристов, сотрудников полиции и оперативников из разных стран. Специалисты оценивают доступную информацию (посланную страной, а также из открытых источников).
И кроме вышеперечисленных требований к преступлению, также учитывается необходимость соблюдения Всеобщей декларации прав человека. Так красная карточка не будет выставлена в отношении беженца, покинувшего страну из-за преследования, или если запрос носит политический, военный, религиозный или расовый характер. В формуляре для уведомления страна сегодня должна указать, не находится ли запрашиваемое лицо под одним из режимов международной защиты. Наиболее распространенными видами является временная защита в странах ЕС (одним из оснований для украинцев, между прочим, стала полномасштабная война) и политическое убежище. Фактически это реальный механизм защиты от экстрадиции или возвращения в страну происхождения.
Более того, если после уведомления в генеральный секретариат Интерпола поступает информация, имеющая отношение к делу, рабочая группа обязательно пересмотрит его на предмет соответствия уставу и правилам.
Следствием этого иногда становится аннулирование уведомления. Все страны-члены информируются о таком решении и их просят удалить любую информацию из национальных баз данных.
Здесь следует отметить, что в прошлом году Интерпол впервые опубликовал данные за 2017 – 2021 годы относительно общего количества уведомлений, а также запросов, по которых странам-членам было отказано или которые были отменены.
Так, стало известно, что количество актуальных уведомлений постепенно снизилось с 28 тыс. до 23,7 тыс. карточек (ежегодно добавляется около 10 тыс. новых. Соответственно, несколько большее количество ежегодно теряет актуальность в связи с исполнением). Среднее количество отказов и отмен запросов за последние годы колеблется около отметки 1,2 тыс., то есть, около 12% запросов не проходят проверки в рабочей группе.
Около половины из них отклоняются на основании нарушения прав человека или на основании того, что они нарушают нейтралитет Интерпола. Так, в 2021 году 150 красных уведомлений и розысков были удалены из соображений защиты прав человека, 353 – по политическим, военным, религиозным или расовым мотивам, еще 767 – по другим основаниям.
Отдельный способ защиты от преследования – это обжалование красного уведомления в Комиссию Интерпола по контролю за файлами. И в этой связи существует распространенная практика не только отмены розыска, но и случаи последующего закрытия уголовных дел.
***
Представленные сведения дают принципиальное представление о том, как Интерпол управляет собственной системой красных уведомлений. И такой подход к работе с данными необходимо всячески приветствовать, поскольку он обеспечивает увеличение прозрачности работы этой международной организации, а также дает понимание качества фильтрации поступающих из стран-членов запросов.
Материалы по теме
Разоблачена схема уклонения от мобилизации: один - выдавал повестки, другой - открывал производство
18.09.2024
Заммэра Днепра заработал 9 млн на парковках
16.09.2024
Продление сроков досудебного расследования в объединенных уголовных производствах – мнение адвоката
09.09.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!