Если представитель совершил сделку не в интересах доверителя, а в своих, в частности, своей семьи, это является основанием для признания такого правочина недействительным.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение местного суда по делу №569/19674/19, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу наследники после смерти отца оспорили договоры купли-продажи, по которым их сестра продала спорный дом своему мужу незадолго до смерти бабы на основании выданной ею доверенности.
Суд первой инстанции признал недействительными договоры купли-продажи дома, поскольку они заключены в личных интересах ответчика, что подпадает под признаки положения ч.3 ст.238 ГК. Однако апелляционный суд отказал в удовлетворении иска, считая, что сам факт заключения договоров между представителем и его мужем не свидетельствует, что эти сделки заключены в личных интересах первого. Также учтено, что доверитель не оспаривала сделки, то есть одобрила факты их заключения.
Однако КГС отметил, что доверенность свидетельствует о наличии между выдавшим его лицом и лицом, которому оно выдано, правоотношений, являющихся представительскими. В соответствии с ч.3 ст.238 ГК поверенный не может совершать сделку от имени представляемого им лица в своих интересах или в интересах другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением коммерческого представительства, а также в отношении других лиц, установленных законом .
При этом словосочетание «в своих интересах» нужно понимать так, что представитель не может совершать от имени лица, которое он представляет, правочинов в отношении себя лично (т.е. быть стороной этой сделки) или другим путем в ущерб интересам доверителя, в том числе в пользу других лиц, включая тех, представителем которых он одновременно является.
В то же время КГС обратил внимание, что ст.60 СК устанавливает презумпцию общности имущества супругов, по которой части мужа и жены в нем равны. Следовательно, договоры на основании доверенности заключены исключительно в интересах представителя и в интересах его семьи, то есть в личных интересах
Кроме того, апелляционный суд не принял во внимание, что баба ответчика умерла через несколько дней после заключения оспариваемых договоров купли-продажи, а потому безосновательно утверждал, что эти сделки не оспаривала, то есть одобрила факты их заключения. Ведь физически как лицо пожилого возраста не могла этого сделать.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!