Учитывая введение военного положения, принятие КМУ решения о размерах разовой денежной помощи никоим образом не может расцениваться как сужение права на социальную защиту.
С таким выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска по делу №580/2869/22 согласился и Кассационный административный суд, информирует «Закон и Бизнес».
Истец обжаловал бездействие областного Главного управления Пенсионного фонда из-за отказа начислить и выплатить ему как лицу с инвалидностью в результате войны II группы ежегодное разовое пособие до 5 мая за 2022 год в размере 8 минимальных пенсий по возрасту в соответствии с законом «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты». В то же время ему выплачено только 3906 грн.
ГУ ПФУ обосновал начисление такой суммы Порядком использования в 2022 году средств государственного бюджета, предусмотренных для выплаты ежегодного разового пособия ветеранам войны и жертвам нацистских преследований, утвержденным постановлением КМУ от 7.05.2022 №540.
Как отметил КАС, право истца на выплату ежегодного разового пособия подпадает под гарантии, предусмотренные ст.46 Конституции. В то же время, именно эти гарантии могут быть временно ограничены в условиях военного или чрезвычайного положения в соответствии со ст.64 Конституции.
Коллегия судей КАС также обратила внимание, что в соответствии со ст.15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах во время войны или другой общественной опасности, угрожающей жизни нации, государства-участники этих договоров могут отступать от своих обязательств по гарантиям защиты прав человека и гражданина исключительно в тех пределах, которых требует острота положения, и при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам в соответствии с международным правом.
В то же время, из анализа решений Конституционного Суда (№20-рп/2008; №20-рп/2011; №3-рп/2012; №5-р/2018) следует, что одним из основных принципов, применяемым государством для реализации конституционного права на социальную защиту, является принцип сбалансированности и пропорциональности между финансовыми возможностями государства.
Следовательно, учитывая введение в Украине военного положения, исходя из имеющихся/ограниченных финансовых ресурсов, принятие КМУ решения о временном порядке применения и размерах государственных социальных стандартов и гарантий, что касается разовой (несистематической, дополнительной к пенсии и других видов социальных выплат) денежной помощи, никак не может расцениваться как сужение права на социальную защиту.
Суд указал, что пенсионные органы при решении вопроса о начислении и выплате истцу разовой помощи должны руководствоваться положениями порядка, утвержденного постановлением КМУ №540.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!