Правоохранительные органы уже зарегистрировали 25 тыс. уголовных правонарушений, связанных с войной, в том числе по повреждению объектов инфраструктуры предприятий, организаций.
Такие данные озвучил судья Кассационного уголовного суда Станислав Голубицкий в ходе онлайн-марафона «Бизнес в условиях военного положения», организованного Ассоциацией адвокатов Украины, сообщает «Закон и Бизнес».
«Каждый такой случай фиксируется правоохранительными органами, проводятся соответствующие расследования», — отметил судья.
Он констатировал, что умышленное уничтожение врагом объектов инфраструктуры, в том числе предприятий и организаций, в результате ведения военных действий подпадает под действие ст.438 УК «Нарушение законов и обычаев войны». Гаагская конвенция о законах и обычаях войны на суше запрещает во время военных действий уничтожать имущество, а также предусматривает возмещение нанесенного ущерба.
С.Голубицкий отметил, что эта категория дел— новая, судебная практика только формируется, однако при рассмотрении этих дел суды руководствуются общими устоями, определенными нормами уголовного и уголовного процессуального законодательства.
Часть поврежденного имущества находится на оккупированных территориях. Правоохранительные органы не имеют доступа к нему и не могут собрать какую-либо доказательную базу относительно стоимости имущества, обстоятельств его повреждения и т.п. А на освобожденных территориях такие доказательства собираются в порядке, определяемом уголовным процессуальным законом.
«По правилам УПК сначала проводится осмотр места происшествия, устанавливается механизм повреждений (или вследствие взрыва или возгорания от взрыва и т.п.), степень повреждений и, соответственно, сумма причиненного ущерба», — пояснил судья.
Владелец имущества может сам рассчитать сумму ущерба и предоставить расчет следователю. Однако по уголовным делам обязательна судебно-экономическая экспертиза. Кроме того, доказательствами повреждения имущества по уголовному делу могут быть фото- и видеоматериалы.
Статья 128 УПК предусматривает, что пострадавшее лицо имеет право в рамках уголовного производства предъявить гражданский иск о возмещении причиненного ущерба. Спрашивается, кто должен быть ответчиком по такому иску.
С.Голубицкий рассказал, что ущерб причиняется преимущественно военнослужащими РФ, выполняющими указания своего руководства, и установить личность не всегда возможно. Даже в случае установления личности возникает еще один вопрос — может ли он быть ответчиком, учитывая, что инициатором военной агрессии было высшее политическое и военное руководство РФ.
Сегодня обсуждается возможность создания специального международного уголовного суда (трибунала) для привлечения к ответственности политической и военной верхушки страны-агрессора. Если бы такой суд был создан и соответствующие лица действительно предстали перед правосудием, можно было бы задавать вопрос об ответственности государства РФ за нанесенный ущерб.
«Война поставила нас в очень сложные условия. Изменяется мировоззрение, нужно пересматривать заключенные ранее международные соглашения потому, что они не соблюдаются РФ, необходимо вносить изменения в национальное законодательство, в том числе относительно порядка взыскания вреда, причиненного РФ. Перед нами возникло очень много вопросов, требующих детального изучения и обсуждения», — резюмировал Голубицкий.

Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!