Верховный Суд поставит коллегам из КС несколько вопросов
Пленум Верховного Суда Украины решил обратиться в Конституционный Суд Украины по вопросам, касающихся Закона о системе гарантирования вкладов физических лиц и налогообложения части пенсии, которая превышает три минимальных заработных платы.
Соответствующие решения были приняты на заседании Пленума ВСУ 3 июля, сообщили "ЗиБ" в ВСУ.
Первое представление, необходимость направления которого в КСУ одобрили судьи Верховного Суда, касается соответствия (конституционности) Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (№ 4452-VI) положениям статьи 6, части первой статьи 8, части четвертой статьи 13, статей 21 , 22 части первой, четвертой, пятой статьи 41 Конституции Украины.
С соответствующими просьбой в отношении вышеуказанного Закона в Верховный Суд Украины обратился Высший административный суд Украины, остановив производство по делу по иску лиц, являющихся вкладчиками ПАО «Банк «Таврика», к Национальному банку Украины и которые ставят вопрос о неконституционности Закона Украины №4452-V и .
Так, 23 февраля 2012 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины №4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц», который вступил в силу с 22 сентября 2012 года. Положениями этого закона изменен подход к системе гарантирования вкладов физических лиц. В частности, до принятия Закона №4452-VI регуляторы финансового рынка (Национальный Банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг) имели все полномочия по осуществлению надзора и регулирования деятельности финансовых посредников , которые находятся в сфере их влияния.
С введением в действие Закона №4452-VI часть функций по надзору и регулированию деятельности неплатежеспособных банков, а также полномочия по осуществлению ликвидации банков перешли от Национального Банка Украины в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (далее - Фонд). Таким образом, в государстве появился четвертый регулятор рынка финансовых услуг. Поэтому после того, как банк отнесен к категории неплатежеспособных, полное и исключительное право управлять банком и решать все вопросы по его дальнейшей деятельности имеет Фонд.
Вместе с тем Фонд является юридическим лицом, однако не является органом государственной власти, что дает основания для вывода о нарушении Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» принципа разделения государственной власти, определенного статьей 6 Основного закона Украины, и предусмотренного статьей 8 Конституции Украины принципа верховенства права, который требует, чтобы законы и другие нормативно-правовые акты принимались на основе Конституции Украины и отвечали ей.
Пленум Верховного Суда Украины согласился с мнением коллегии судей ВАС, что несмотря на установленную цель Закона №4452-VI - защиту прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе Украины, стимулирование привлечения средств в банковскую систему Украины - его практическое применение к неплатежеспособным банкам ставит вкладчиков банка в неравные условия при возмещении депозитных средств и приводит к противоправному лишению права собственности, что противоречит статье 41 Конституции Украины. Поэтому Пленум Верховного Суда Украины постановил обратиться в Конституционный Суд с конституционным представлением о несоответствии Закона № 4452-VI нормам Конституции Украины.
Пленум Верховного Суда Украины просит признать производство по этому конституционному представлению неотложным и рассмотреть его в пределах месячного срока, определенного в части второй статьи 57 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины».
Кроме того, Пленум ВСУ поддержал предложение обратиться в КСУ с конституционным представлением о соответствии (конституционности) положений подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины положения статей 8, 21, части третьей статьи 22, статей 46, 126 Конституции Украины.
Судьи Верховного Суда Украины считают неконституционным указанную норму Налогового кодекса Украины, согласно которой часть пенсии, которая превышает три минимальных заработных платы, подлежит налогообложению. В то же время, отмечалось на Пленуме, одной из основных догм пенсионного обеспечения граждан Украины есть правило, согласно которому пенсии не облагаются.
К тому же реализация положения подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 НК Украины в редакции Закона № 71-VIII создает условия, при которых граждане, размер пенсий которых превышает три минимальных заработных платы, должны платить налог, а граждане, у которых размер пенсии меньше, освобождены от такого налогообложения.
В то же время, Пленум принял решение о нецелесообразности обращения в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о конституционности пункта 5.3 статьи 5 и пункта 6.5 статьи 6 Закона Украины от 12 августа 2014 № 1636-VIII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».
Напомним, ВСУ также решил обратиться в КС по вопросам пожизненного содержания судей.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!