Коррекция содержания неприкосновенности Президента невозможна без внесения изменений в Основной Закон
Как сообщал «ЗиБ», с наступлением весны вновь началась дискуссия о необходимости отмены депутатской неприкосновенности. Оппозиция вроде бы не против этого, но при условии одновременного лишения иммунитета главы государства и судей. Выясним: такая специальная (функциональная) неприкосновенность является правом или привилегией украинских высоких должностных лиц?
Неприкосновенные по природе своей
Термин «неприкосновенность» используется в Конституции не раз и характеризует статус человека, представителя власти, жилья, государственной территории и т.п. Помимо общеправовой неприкосновенности Конституцией и действующим законодательством предусмотрена специальная гарантия, обусловленная особым статусом определенного круга субъектов права. С помощью этой гарантии государство обеспечивает беспрепятственное осуществление деятельности главы государства, народных депутатов, судей и других должностных лиц.
В соответствии с Основным Законом неприкосновенность гарантируется народным депутатам (ст.80), Президенту (ст.105), судьям (ст.126). Соответственно определяются объем и специфика каждого вида неприкосновенности. Конкретное ее содержание следует из содержания и характера деятельности субъекта права на неприкосновенность и связано непосредственно с исполняемыми обязанностями. Если, скажем, влияние на судей каким бы то ни было образом запрещается, то запрет оказывать какое-либо влияние на народных депутатов и Президента Конституцией в буквальном смысле не предусматривается.
Конституционно-правовое содержание неприкосновенности главы государства определено кратко. В то же время нет сомнений в том, что авторы проекта Основного Закона вкладывали в понятие «неприкосновенность Президента» более широкое содержание, предусматривая, что его объем будет установлен отдельным законом. При этом следует учитывать следующие обстоятельства:
- в ч.3 ст.105 Конституции указано, что звание Президента сохраняется пожизненно (если только глава государства не был смещен с поста в порядке импичмента);
- речь идет о неприкосновенности во время осуществления полномочий.
Следовательно, индемнитет (от лат. іndemnitas — защита от убытков, возмещение убытков) Президента, который находится в отставке, Конституцией не предусмотрен.
Требует ответа вопрос о том, какова юридическая природа неприкосновенности главы государства. Ее объяснение частично можно найти в решении Конституционного Суда от 10.12.2003 №19-рп/2003 (дело о неприкосновенности и импичменте Президента Украины). КС отметил, что под понятиями «право неприкосновенности человека» и «право неприкосновенности Президента» понимаются разные конституционные институты. Существенные свойства этого права придают последнему признаки должностно-функционального иммунитета, что обусловлено публично-правовым статусом главы государства, установленным исключительно актом высшей юридической силы.
Следовательно, Президент является постоянно действующим органом государственной власти и должностным лицом и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства. Отсюда следует, что его неприкосновенность имеет несколько аспектов и распространяется не только на личность Президента, но и на его помещение, транспорт, труд.
Гарантии деятельности
Единственным способом привлечения высшего должностного лица государства к ответственности является процедура импичмента. Это означает, что в помещениях, занимаемых главой государства (служебных и частных), используемых им транспортных средствах недопустимы обыски, аресты, прослушивание разговоров, реквизиция и т.п. Невозможно также какое бы то ни было вмешательство властных структур в работу Президента, то есть в процесс реализации его полномочий, предусмотренных ст.106 Конституции.
Внутригосударственный иммунитет дополняется международно-правовым. Понятно, что этим, не исключается возможность обращения граждан в суд с жалобами на решения и действия главы государства в случае нарушений прав и свобод человека и гражданина или обжалования актов главы государства в соответствующий суд.
Иммунитет Президента — это привилегия, но привилегия не пожизненная, а функциональная. Поэтому в Конституции должна быть норма, согласно которой принцип неприкосновенности не распространяется на действия бывшего главы государства, совершенные им после окончания срока полномочий.
В стст.80 и 126 Основного Закона речь идет, соответственно, о неприкосновенности народных депутатов и судей. Можно допустить, что это также право на данную привилегию, которое они приобретают после избрания на должности на время осуществления полномочий. В то же время такое право является и дополнительной конституционной гарантией, обусловленной их особым статусом как полномочных представителей народа и судебной власти государства. Понятно, что и парламентарии, и Президент для эффективного исполнения ими своих обязанностей должны быть защищены от какого-либо влияния на них, препятствующего осуществлению полномочий.
Общие признаки
Поскольку неприкосновенность народных депутатов, Президента, судей имеет специфическое содержание, каждая ее разновидность определяется несколькими конституционными нормами. В то же время есть и общие признаки, обобщая которые, можно прийти к выводу, что иммунитет депутатов, Президента и судей является:
- неприкосновенностью функциональной, то есть связанной с исполнением конкретных обязанностей;
- специальной гарантией беспрепятственного осуществления определенного вида деятельности на время полномочий;
- правом иметь дополнительные гарантии личной безопасности.
Все остальные лица обязаны не препятствовать осуществлению носителями права неприкосновенности их полномочий. При неисполнении таких обязанностей (скажем, в случае посягательства на жизнь и безопасность носителей права неприкосновенности) действующим законодательством предусматривается усиленная ответственность.
Статьи 80 и 126 Конституции не предусматривают привлечения виновных лиц к ответственности за посягательство на честь и достоинство народного депутата, как это предусмотрено относительно Президента. Вместе с тем честь и достоинство парламентариев защищаются как общими нормами права, так и нормами специальных законов. В частности, предусмотрена ответственность за неуважение к суду или судье.
Субъекты права на неприкосновенность не освобождаются от действия общих правовых норм. Например, народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, но отвечают за оскорбление или клевету.
Судьи не могут быть привлечены к уголовной ответственности и взяты под стражу без согласия Верховной Рады. К ним не могут быть применены меры административного характера в случае совершения ими правонарушений, которые налагаются в судебном порядке, без разрешения органа, избравшего их на должности, и т.п.
Право на привилегию
Личная неприкосновенность человека имеет более важное значение по сравнению с депутатской, судейской и другой неприкосновенностью. Это одно из важнейших прав человека. Функциональная неприкосновенность является производной (второстепенной). Именно поэтому право на свободу и личную неприкосновенность неоднократно провозглашалось и закреплялось в различных международно-правовых документах. В частности, в Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст.3), Международном пакте огражданских и политических правах 1966 г. (ст.9), Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. (ст.5).
Указанное свидетельствует о необходимости установления законодательных процедур лишения неприкосновенности Президента, народных депутатов и судей, в том числе привлечения их к уголовной, гражданско-правовой и административной ответственности.
В то же время специфика избрания Президента, народных депутатов, характеристика их как обладателей общенародного мандата требуют предоставить им конституционные гарантии, предусматривающие усложнение процедуры привлечения их к ответственности.
Таким образом, неприкосновенность Президента, народных депутатов, судей — это право на привилегию, которое проявляется в особом порядке привлечения их к уголовной или административной ответственности, задержания, ареста, обыска, допроса. Неприкосновенность распространяется на занимаемые главой государства, нардепами и судьями жилые и служебные помещения, частные и служебные транспортные средства, средства связи, документы, багаж, переписку.
С нашей точки зрения, неприкосновенность Президента, народных депутатов, судей в полном объеме нельзя толковать как абсолютную. Она должна касаться лишь их действий во время осуществления служебных полномочий. Только в этом случае указанных высоких должностных лиц нельзя арестовывать, задерживать, проводить обыск в их помещениях. В других случаях к указанным лицам, как и к каждому гражданину, должны применяться меры, предусмотренные законодательством. Впрочем, такой порядок ответственности возможен лишь при изменении действующей Конституции. В упомянутом решении КС №19-рп/2003 говорится, в частности, что коррекция содержания права неприкосновенности Президента без внесения соответствующих изменений в Основной Закон невозможна.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.21 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!