«Правосудие в отношении детей должно превратиться из карательного в восстановительное»
Каким окажется наше будущее и будущее наших детей, зависит от способности государства максимально обеспечить права несовершеннолетних, попавших в поле зрения правоохранительных органов. О том, в каком направлении будет реформироваться эта сфера уголовного судопроизводства рассказала заведующий отделом главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Марина ПАРИНОВА.
«Система защиты несовершеннолетних лиц в Украине остается неразвитой»
— Марина Викторовна, насколько мне известно, одним из направлений правовой реформы станет развитие уголовной юстиции по делам несовершеннолетних. С чем связано такое внимание государства к несовершеннолетним правонарушителям?
— В первую очередь с тем, что количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается стабильно большим. Так, по данным Министерства внутренних дел, только за I полугодие 2011 года они совершили 9408 преступлений, из них 27 — преднамеренные убийства, 946 разбои и ограбления, 6630 — кражи, а также изнасилования, мошенничества, причинение тяжких телесных повреждений и т.п. За этот период в суд с обвинительными заключениями направлено 5982 уголовных дела в отношении 6382 обвиняемых.
В то же время по состоянию на 1 января прошлого года 1432 несовершеннолетних отбывали наказания, связанные с лишением свободы. При этом каждый второй раньше привлекался к уголовной ответственности, а каждый четвертый до осуждения нигде не учился и не работал. Путем несложных арифметических расчетов можно установить, что 4 из 5 несовершеннолетних до того, как совершить преступление, находились в так называемой группе риска.
Показательным является и количество рецидивов. Ведь, как известно, цель уголовного наказания — не только наказание, но и исправление осужденных и предотвращение совершения новых преступлений. Однако, как отмечалось выше, каждый второй совершил преступление повторно. То есть цель назначения предыдущего наказания достигнута не была.
Кроме того, по данным МВД, достаточно большую часть преступлений совершают дети-сироты, дети, которые лишены родительской опеки или воспитываются в неблагополучных семьях. Сейчас в Украине насчитывается свыше 98 тыс. детей-сирот, ежегодно с улицы в органы внутренних дел доставляют более 10 тыс. детей, которые остались без присмотра взрослых. Совершение преступлений этими подростками было достаточно прогнозируемым, поэтому организация профилактической работы на должном уровне могла бы существенно уменьшить количество таких деяний.
— Но у нас действует немало нормативных актов, направленных на защиту прав детей, и много государственных учреждений, которые должны заниматься такими проблемами.
— Несмотря на это, система защиты несовершеннолетних лиц в Украине остается неразвитой и не работает на достаточно эффективном уровне. В частности, еще в 1991 году Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, однако до сих пор в полной мере не обеспечена реализация прав и не выполнены международные обязательства, предусмотренные данным документом. Именно это обусловило необходимость разработки Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине, которая утверждена указом Президента в мае прошлого года.
Обратите внимание, что в отношении детей, совершивших преступления, в концепции используется понятие «дети, которые попали в конфликт с законом». Именно поэтому она ориентирована на построение полноценной системы уголовной юстиции для таких лиц, создание надлежащего юридического сопровождения ребенка на каждом этапе «конфликта с законом».
Основными направлениями достижения данной цели являются совершенствование профилактики детской преступности, обеспечение эффективного правосудия с его постепенным переходом в восстановительное и внедрение более действенных механизмов реабилитации и ресоциализации.
Кстати, понятие «дети, которые попали в конфликт с законом» использовано не случайно. Для организации работы с детьми на качественно новом уровне (с ориентированием на перевоспитание, а не только на наказание) следует отказываться от привычных ярлыков наподобие «несовершеннолетний правонарушитель». Даже само название этой категории детей должно формировать соответствующее отношение к ним, предусматривать, что ребенок мог оказаться в такой ситуации в результате сложившихся в его жизни обстоятельств, из-за социально-психологической незрелости или отсутствия соответствующей помощи со стороны взрослых.
Следующим шагом в проведении работы по введению уголовной юстиции относительно несовершеннолетних стало утверждение Кабинетом Министров Плана мероприятий по реализации Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине. Указанный документ предусматривает конкретные задачи и рекомендации государственным органам и учреждениям, касающиеся нормативно-правового, организационного, методического и кадрового обеспечения работы с несовершеннолетними.
— Однако недавно глава государства создал рабочую группу по вопросам реализации этой концепции. Значит, правительственных мероприятий недостаточно?
— Создание рабочей группы вызвано в первую очередь необходимостью подготовки согласованных предложений по обеспечению выполнения обязательств Украины перед Советом Европы, предусматривающих особую заботу о детях во время реформирования судебной системы, уголовного судопроизводства, прокуратуры и криминальной милиции. В феврале 2011 года Комитет ООН по правам ребенка дал оценку усилиям Украины, направленным на выполнение взятых на себя международных обязательств. Наряду с одобрительными отзывами о некоторых шагах в направлении защиты прав детей, международные эксперты отметили и слабые стороны. Так, по утверждению комитета, достаточно низкой является подготовка тех, кто работает с детьми, включая и представителей правоохранительных органов, судебной власти. Не единичны сообщения о жестоком обращении с детьми в отделениях милиции для «получения» показаний.
Даже взрослому человеку, который сталкивается с правоохранительными органами в качестве подозреваемого или обвиняемого, бывает трудно сохранять психологическое равновесие. Для ребенка же такой опыт, тем более опыт жестокого обращения и насилия, может стать психологической травмой на всю жизнь.
«Зеленая комната» — новая философия работы с детьми»
— Какие основные задачи должны решать новые методы работы с несовершеннолетними?
— Одна из ключевых задач развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних — трансформировать отношение к ребенку, понять его и помочь. А начинать следует с внедрения качественно нового подхода к работе с детьми. Постепенно правосудие в отношении детей должно превратиться из карательного в восстановительное.
Работники правоприменительных органов должны четко понимать, что ребенок — это личность со своими взглядами, чувством собственного достоинства. Из-за недостатка жизненного опыта ребенок может попасть в сложную для себя ситуацию, оказаться в «конфликте с законом».
Можно привести пример такого нового подхода. Уже сегодня в некоторых отделениях милиции в качестве пилотного проекта появились так называемые зеленые комнаты. Выглядят они не как кабинет райотдела, а как обычная жилая комната с мягкой мебелью, игрушками. Пребывание в таком помещении само по себе не травмирует психику ребенка и создает условия для общения с детьми, пострадавшими от преступлений, а также с подростками, склонными к правонарушениям.
— Почему эта комната именно «зеленая»?
— На одной из рабочих встреч суть нововведения достаточно просто и четко объяснил уполномоченный Президента по правам ребенка Юрий Павленко: комната «зеленая» не потому, что стены окрашены в зеленый цвет, а потому, что это новая философия работы с детьми. Ведь ребенок, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, прежде всего требует понимания. В условиях «зеленой комнаты» общение с сотрудником милиции, педагогом, психологом проходит в благоприятной атмосфере. И это касается не только детей, которые пострадали от преступлений, или свидетелей преступлений, но и несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
— Как вы только что отметили, подростки могут оказаться, так сказать, по разные стороны в уголовном деле. Не приведет ли чрезмерное внимание к защите прав несовершеннолетнего правонарушителя к ограничению интересов его одногодка-пострадавшего?
— Действительно, необходимо обращать внимание не только на личность совершившего преступление несовершеннолетнего, но и на общественную опасность, которую может представлять его поведение. К сожалению, сознательное совершение тяжких преступлений несовершеннолетними — не единичное явление. Такие лица требуют более серьезной работы и применения всех юридических процедур, адекватных деянию. Другими словами, исключительно возрастной фактор не должен становиться безусловным основанием для освобождения от наказания или его смягчения.
Впрочем, первоочередной задачей работы с таким ребенком является перевоспитание и последующая ресоциализация, обеспечение условий, при которых он может стать достойным членом общества и найти свое место в жизни. А соблюдение объективного баланса интересов ребенка и общества возможно лишь при условии индивидуально-взвешенного принятия решений в каждом конкретном случае.
«Дети — наиболее уязвимая категория во время столкновения с аппаратом государственного принуждения»
— И каким образом, по вашему мнению, должна строиться работа с несовершеннолетними правонарушителями? Что следует изменить в системе правоохранительных и судебных органов?
— Для решения очерченных задач необходимо введение соответствующей специализации во властных структурах. То есть в милиции, прокуратуре и суде должны быть люди, которые профессионально работают с несовершеннолетними. Каждый из таких сотрудников должен пройти дополнительную профессиональную подготовку, быть не только следователем, прокурором или судьей, а в какой-то мере еще и психологом и педагогом, чтобы услышать и понять ребенка.
Процесс обучения и повышения квалификации должен быть не разовым, а продолжаться постоянно. Кроме того, он может быть многосторонним, интерактивным. Ведь работникам органов милиции, прокуратуры и суда есть что рассказать детям в рамках профилактической работы в учебных заведениях. Во время таких встреч дети также могут чему-то научить специалистов.
Недавно я стала свидетелем процесса подготовки молодой судьи районного суда столицы к такой встрече. Целью было дать ученикам общей средней школы информацию о работе суда по делам в отношении несовершеннолетних, об опасности, которой может подвергнуть себя ребенок необдуманным импульсным поведением. Несмотря на волнение из-за отсутствия опыта, встреча прошла хорошо. При этом судью поразили неожиданные вопросы, которые задавали дети. Такие встречи могут помочь сориентироваться и понять, какие вопросы волнуют наших детей, чем они живут, чего еще не успели понять.
— То есть такую же специализацию, по вашему мнению, следует ввести и в судах, а не только в правоохранительных структурах?
— В некоторых судах она уже введена. По информации, изложенной в обобщении практики рассмотрения судами дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними в 2010 году, подготовленом Высшим специализированным судом по рассмотрению гражданских и уголовных дел, слушание этой категории дел в отдельных судах закрепили за наиболее квалифицированными и опытными судьями. Это положительно повлияло на качество рассмотрения дел.
Однако специализация по делам в отношении несовершеннолетних не является императивным требованием. Сегодня это лишь на уровне рекомендаций и скорее исключение из правил. В подавляющем большинстве судов такая специализация отсутствует, особенно это касается учреждений с небольшим количеством судей.
Кроме того, согласно действующему законодательству распределение дел осуществляется автоматизированной системой с учетом специализации, а в случае отсутствия специализации распределение происходит на общих основаниях. Анализ судебной практики по пересмотру решений судов первой инстанции дает основания утверждать, что отсутствие специализации часто становится причиной менее качественного рассмотрения дел. В том же обобщении ВСС приводятся примеры, когда решения отменялись, поскольку судья применил общую статью при наличии специальной для несовершеннолетних. Этот пример может свидетельствовать о том, что и другие особенности дела с участием несовершеннолетнего не были учтены во время данного судебного разбирательства.
— Насколько мне известно, специализированные суды по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних действуют, в частности, в Германии.
— Действительно, идея специализации в разных формах реализована во многих странах мира — от определения специализации и установления некоторых особенностей процедур до создания специальных судов, которые слушают только дела несовершеннолетних. Но и для Украины подобный подход не является таким уж новым.
Еще в дооктябрьский период, в начале ХХ в., в Киеве и Харькове функционировали суды по делам несовершеннолетних. Их отличительными чертами были отсутствие гласности рассмотрения и формального судебного процесса, включая обвинительный акт. Сама процедура была упрощенной и практически сводилась к беседе судьи с несовершеннолетним при участии попечителя. Результатом такого рассмотрения преимущественно становилась передача подростка под надзор.
В советской Украине была распространена практика, согласно которой дела о преступлениях несовершеннолетних находились на особом счету и рассматривались преимущественно председателями судов.
— На какой из имеющихся моделей судопроизводства для несовершеннолетних, с вашей точки зрения, стоит остановиться Украине?
— Изучение международного опыта организации юстиции для несовершеннолетних позволяет предложить множество моделей, которые уже отработали определенное время, что дает возможность делать выводы об их эффективности.
Например, в Польше специализированные суды по делам несовершеннолетних существуют с 1978 года, однако дела о тяжких преступлениях несовершеннолетних до сих пор рассматривают общие уголовные суды. А в Германии правосудие по делам несовершеннолетних базируется на законе, который был принят в 1953 году.
В то же время мы должны понимать, что речь идет не о копировании иностранных норм и правил. Необходимо найти именно те формы работы, которые будут приемлемы и максимально эффективны в условиях нашей страны. Это задача для рабочей группы по вопросам реализации Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине.
Пользуясь случаем замечу, что рабочая группа предлагает научным работникам, специалистам, работающим с несовершеннолетними, приобщиться к этому важному делу. Именно ваши конструктивные предложения и наработки могут существенно помочь в создании эффективного механизма защиты прав детей в уголовном судопроизводстве. От понимания актуальности проблемы детской преступности, от совместных усилий по внедрению соответствующих реформ завтра будет зависеть направление развития нашего общества, его качественный состав.
Также мы убеждены, что каждый, кто проявляет заботу о детях как представитель государства, должен осознавать уровень своей ответственности. Иногда на преступление подростка толкает то, что он не видит выхода из сложившейся ситуации, путей решения проблем, с которыми бы не справился самостоятельно даже взрослый человек. В таких условиях важно правильно оценить индивидуальную ситуацию каждого ребенка и принять взвешенное решение. Во время столкновения с аппаратом государственного принуждения дети являются наиболее уязвимой категорией. Такое столкновение может стать поворотным в жизни. Ведь именно от решения отдельного следователя, прокурора, судьи будет зависеть дальнейшая судьба маленького правонарушителя — составной частицы нашего будущего.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.64 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
Тема, що піднімається в цій статті є дуже важливою, а місце для коментаря дуже обмежено, хочу зауважити тільки те, що сама назва концепції "кримінальна юстиція" вже містить перешкоди для реф…