Депутаты хотят обязать надзорный орган защищать социальные права граждан в суде
На последнем заседании парламентский Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал Верховной Раде принять законопроект, который обязывает прокуратуру представлять интересы гражданина в суде в целях защиты его социальных прав.
Рассмотрение большинства запланированных в повестке дня комитета законопроектов пришлось отложить в связи с отсутствием их авторов. Не оказалось на заседании ни Виктора Шемчука, ни Юрия Кармазина, ни Геннадия Москаля, ни Николая Катеринчука, которые были заявлены как докладчики. Владимир Стретович даже прокомментировал неявку нардепов и потребовал, чтобы в отсутствие авторов законопроекты вообще не рассматривались. «Это работа депутата, он должен отстаивать свою законодательную позицию, и его обязанность ответить на все вопросы коллег», — заявил Владимир Николаевич. Вадим Колесниченко, чей законопроект об усилении мер противодействия экстремистской деятельности тоже стоял в повестке дня, появился только в конце заседания — для того, чтобы узнать, что его детище направили на доработку (кстати, комитету не удавалось рассмотреть этот документ с конца прошлой сессии).
Законопроект «О внесении изменений в статью 361 Закона Украины «О прокуратуре» относительно расширения оснований для права представительства прокуратурой интересов гражданина в суде» был зарегистрирован еще в 2009 году, но только сейчас ему дали ход. По словам его автора Святослава Пискуна, цель проекта — защита социальных прав граждан, которые не в состоянии защитить себя сами.
Прокуратура должна будет представлять их интересы в суде — по сути, выполнять роль государственного защитника. «Сегодня вместо функции общего надзора, которой у прокуратуры в принципе не должно быть в прежнем объеме, надо предоставить ей право защищать и быть представителем потерпевших от государства, от общественных организаций, — объяснил С.Пискун. — Скажем, из квартиры выселяют человека, который по состоянию здоровья не в состоянии себя защитить. К кому ему обратиться? Прокуратура скажет, что это частное дело, и посоветует нанять адвоката. А денег на это у него нет. Хотя какое же это частное дело, если нарушаются права гражданина? Поэтому я предлагаю расширить полномочия прокурора, чтобы он мог в большей мере защищать права граждан».
Законопроект предлагает дополнить ст.361 закона «О прокуратуре» новой ч.3, в которой указывается, что, кроме указанных в ч.2 случаев, прокуратура может представлять в суде интересы любого гражданина в целях защиты его социальных прав: на труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, образование, безопасную окружающую среду, а также получение жилья из государственного или муниципального фонда. Ныне действующая редакция ч.2 этой статьи основанием представительства в суде интересов гражданина определяет его неспособность из-за физического состояния или материального положения, преклонного возраста или по другим уважительным причинам самостоятельно защитить нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия.
Правда, некоторые члены комитета усомнились в реалистичности такой инициативы. «А не захлебнется ли прокуратура в этом потоке? Народный депутат просит дополнить ст.361 и расширить право прокурора на защиту прав граждан — на труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнство и детство, медпомощь, образование, безопасную окружающую среду, жилье... Таким образом мы 2/3 граждан отправляем в прокуратуру, чтобы она защищала их в суде», — высказался В.Стретович.
Тем не менее нардепы проголосовали за то, чтобы рекомендовать ВР принять проект в первом чтении, а ко второму —внести поправки и ограничить представительство прокуратурой интересов гражданина тремя категориями — правом на труд, пенсионное обеспечение и охрану здоровья.
Кроме того, комитет рассмотрел 12 проектов, касающихся повышения безопасности дорожного движения. В итоге было принято решение подготовить единый проект, в котором учесть положения всех законодательных инициатив. При этом комитет планирует ограничить использование спецсигналов. С таким предложением выступил председатель комитета Виктор Швец. По его словам, несмотря на исчерпывающий перечень должностных лиц, отдельные чиновники незаконно используют специальные сигналы, а также сопровождение ГАИ.
Вопрос собираются урегулировать, не только повысив размер административного штрафа за незаконное оборудование транспортного средства (сейчас штраф за это правонарушение составляет 850—1020 грн.), но и жестко ограничив использование спецсигналов и сопровождения Госавтоинспекции.
Сейчас порядок установления и использования спецсигналов определяется инструкцией «О порядке выдачи и учета разрешений на установку и использование специальных световых и звуковых сигнальных устройств», утвержденной приказом МВД от 22.08.2005 №364. В частности, разрешение на использование спецсигналов выдается для служебных транспортных средств, используемых для передвижения лиц, которым предоставляется государственная охрана. А их, по закону, совсем немного: спикер и его первый зам, Премьер и Первый вице-премьер; председатели Конституционного и Верховного судов, министр иностранных дел и Генпрокурор. Машин же со спецсигналами на дорогах «расплодилось» невообразимое количество.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.5 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!