«Определять нагрузку и что-то требовать от судей можно только после надлежащей организации работы судов»
31 мая Высший совет юстиции заполнил административную вакансию в одном из крупнейших судов Украины: должность председателя Апелляционного суда Харьковской области доверили Андрею Солодкову, ранее возглавлявшему судебную палату по рассмотрению гражданских дел. Через два дня, представляя коллективу нового руководителя, председатель Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Леонид Фесенко отметил, что Андрей Андреевич «взвалил на себя невероятно тяжелую ношу по осуществлению правосудия». Как он справляется с этим, какие проблемы приходится решать руководителю суда апелляционной инстанции —А.СОЛОДКОВ рассказал в эксклюзивном интервью нашему изданию.
«Постараюсь работать так, чтобы наш суд стал образцовым»
— Андрей Андреевич, для высоких должностных лиц первые 100 дней на посту традиционно считаются ознакомительным периодом. Как прошло ваше знакомство с должностью?
— Я работал в этом суде с 2006 года —судьей, заместителем председателя судебной палаты и секретарем судебной палаты по рассмотрению гражданских дел. Поэтому проблемы суда были мне знакомы задолго до назначения на должность председателя. Также благоприятным моментом было то, что я успел сработаться с коллективом, он стал для меня близким, можно сказать, родным, поэтому новая должность не повлекла для меня кардинальных перемен в отношениях с коллегами.
— Такой ли вы представляли работу руководителя суда до своего назначения?
— Мои ожидания от работы в этой должности в чем-то совпали с реальностью, а в чем-то нет. Дело в том, что у председателя суда остается только примерно 10% судейской работы. Все остальное — административные и хозяйственные вопросы.
Среди основных проблем, с которыми мне пришлось столкнуться сразу же после назначения, — необходимость капитального ремонта значительной части здания суда и отсутствие соглашения с ГСАУ об оплате услуг «Укрпочты». Поскольку с января почти до июля 2011 года у суда вообще не было средств на отправку корреспонденции, к решению вопроса о тендере пришлось подключаться лично.
В связи с необходимостью привести внутренние документы суда в соответствие с требованиями закона «О судоустройстве и статусе судей», который уже действовал на момент моего назначения, были разработаны и сейчас проходят согласование, а затем будут утверждены Положение об аппарате суда, Правила внутреннего трудового распорядка и т.д. Также требовал немедленного решения вопрос ускорения процедуры распределения дел автоматизированной системой, поскольку на распределение одного дела тратился почти час. Для усовершенствования автоматизированной системы были привлечены специалисты из Киева, при технической поддержке которых время распределения дел было сокращено до 5 минут.
Но мне нравится эта работа. Я люблю что-то создавать, ремонтировать, оптимизировать, видеть потом результат. На сегодня Апелляционный суд Харьковской области по праву считается одним из лучших в Украине. Постараюсь работать так, чтобы он стал образцовым.
— Коллектив позитивно отнесся к вашему назначению?
— Внешне никто не проявил негативного отношения. Все подходили и поздравляли, а что у каждого в душе — трудно узнать. Но по крайней мере прекратили поступать анонимные письма «доброжелателей», значит, ситуация нормализовалась.
— Было и такое?
— Да, были в свое время и анонимки, и коллективные письма, и жалобы, которыми «прославился» наш суд. Эти письма были направлены против бывшего председателя суда. Если бы поступали такие обращения в отношении меня, то я бы уже о них знал. Надеюсь, что их не будет.
— А какой конфликт имел место в коллективе до вашего назначения?
— Было непонимание между бывшим председателем и не всем коллективом, а только частью последнего. Иногда у кого-то не складываются отношения с людьми в обычной жизни. Кому-то кто-то подходит, а кому-то — нет. Мне об этом тяжело говорить, так как я тоже член этого коллектива. Я человек мирный и стараюсь все конфликты упреждать, делать так, чтобы они вообще не возникали.
— Вы хорошо знакомы с судом изнутри как секретарь гражданской палаты, да и вообще как судья. Какие проблемы, на ваш взгляд, не решались вашим предшественником и, соответственно, какие задачи вы ставили перед собой, соглашаясь занять эту должность?
— В принципе все проблемы решались. Если бы было полное взаимопонимание в коллективе, то вообще все было бы неплохо. Проводились текущие и капитальный ремонты в здании, оборудовали спортзал, пункт приема пищи.
— Во многих украинских судах есть спортзалы?
— Я думаю, что нет, потому что далеко не во всех судах хватает кабинетов для судей. Но у нас большое старинное здание, в нем 23 действующих зала судебных заседаний, и еще 2 зала ремонтируются. У нас проблем с помещениями нет.
Сейчас я настойчиво прошу районных судей приезжать к нам слушать уголовные дела в отношении лиц, находящихся под стражей, так как у нас есть для этого технические возможности и нет проблем с доставкой подсудимых. И районные суды, в основном из Харькова, пользуются возможностью проводить в нашем здании выездные судебные заседания. Возможно, эта практика началась с меня, потому что когда-то, работая в районном суде, я просил у бывшего председателя апелляционного суда Василия Брынцева разрешения рассматривать дело в этом здании. Тогда сложилась безвыходная ситуация: я рассматривал многоэпизодное дело (около 100 томов), а в районном суде не было свободных залов заседаний. В результате в течение двух месяцев я рассматривал это дело в помещении апелляционного суда.
— Что вы успели сделать в новой должности за 4 месяца работы?
— Мне кажется, главное, что коллектив немного успокоился, идет нормальный рабочий процесс. Есть некоторые не очень хорошие показатели за прошлые периоды, но мы сейчас исправляем ситуацию.
Эти показатели в основном касаются количества рассмотренных дел, и предопределены они значительно возросшей нагрузкой, это видно, если изучить соответствующую статистику. В связи с изменением закона нам передали около 25 тыс. социальных дел, которые мы по большому счету не должны были рассматривать. При этом нам ни на копейку не увеличили ни зарплаты, ни расходы на конверты, бумагу, не добавили штатные единицы. Мы создали специальный отдел и начали распределять дела. Я думаю, что в принципе только с июля мы пришли к тому, чтобы в более или менее нормальном режиме распределять эти социальные дела. Думаю, в этом году мы закончим их рассмотрение в апелляционном порядке.
Повышаем и нашу информационную открытость. Появился сотрудник, который отвечает за эти вопросы, за работу со СМИ. Оборудуем помещение для пресс-службы.
— Ремонт делаете?
— Понемногу ремонт делаем постоянно. У нас есть своя строительная бригада из нескольких человек, обслуживающих наше здание. Пытаемся своими силами как-то это делать. Здание большое — площадь 24 тыс. м2, площадь кровли —5 тыс. м2, и останавливать процесс нельзя. Пока закончим ремонт в одном углу, уже нужно что-то восстанавливать в другом. К отопительному сезону мы готовы, тепло будет. С «Харьковоблэнерго» договорились о проведении работ, необходимых для того, чтобы не было перепадов напряжения, поскольку в прошлые годы было несколько аварийных отключений.
«Председатель суда должен принимать участие в подборе кадров»
— Наверное, в Украине нет суда, в котором все было бы хорошо с материально-техническим обеспечением. По вашему мнению, улучшит положение Фемиды принятый недавно закон «О судебном сборе», который вступит в силу через полмесяца?
— Перспективы улучшения материально-технического положения суда будут зависеть от планов Кабинета Министров, от того, как и куда будут распределены средства. Конечно, в случае их оптимального распределения на нужды суда мы избавимся от острых проблем, связанных с отсутствием надлежащего финансирования судебной системы.
Решение этих проблем будет способствовать повышению авторитета судебной власти в целом. Ведь обывателю трудно объяснить, почему в канцелярии суда полгода висит объявление о временном приостановлении отправки корреспонденции в связи с отсутствием у суда средств, тогда как гражданин исправно оплатил судебный сбор и затраты на информационно-техническое обеспечение рассмотрения своего дела.
Остро стоит вопрос и о размере заработной платы судей и работников аппарата. Законом «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено постепенное повышение заработной платы судей, но действие этих положений было приостановлено. В любой стране судья — очень уважаемый человек. По сути, должность судьи — это вершина карьеры юриста. Для того чтобы стать судьей, человек много лет учился, стажировался, работал, набирался опыта.
В то же время средняя зарплата помощника судьи — 1500 грн. в месяц. Для человека, имеющего высшее образование, работающего помощником судьи, этого, мягко говоря, недостаточно. Ведь от его работы на 50% зависит успешная работа судьи. У помощников еще и снизились шансы стать в будущем судьями. Многие из них раньше работали ради этой перспективы, ведь около 80% бывших наших помощников уже стали судьями. Хорошо, конечно, что сейчас нет внешнего влияния на решение о назначении судей. Но для того, чтобы стать судьей, важны не только знания, но и определенные моральные и деловые качества. А выявить их с помощью нынешних тестов невозможно.
— Какие позитивные новшества привнес в работу судов закон «О судоустройстве и статусе судей», а какие не оправдали себя? В частности, достаточно ли вам полномочий для выполнения задач, возложенных законом на председателя суда?
— Согласно новому закону решение всех важных вопросов по организации деятельности суда входит в компетенцию общего собрания судей. Такие изменения в законодательстве положительно отразились на отношениях между коллегами, поскольку каждый может высказать свою позицию по любому вопросу и его мнение будет учтено собранием. Председатель же контролирует исполнение решений общего собрания судей. Как руководитель я действую от имени коллектива и в его интересах.
К моим обязанностям также относится контроль за деятельностью руководителя аппарата, который осуществляет организационное обеспечение деятельности суда: принимает на работу, увольняет работников аппарата суда, принимает меры относительно поощрения и налагает взыскания. Считаю, что такое положение дел не вполне оправдано: председатель суда должен принимать участие в подборе кадров, так как руководитель аппарата не чувствует специфику судейской работы, а этот фактор немаловажен.
— С введением автоматизированной системы проблем не возникло?
— Я положительно оцениваю введение автоматизированной системы распределения дел, что исключает возможность любого постороннего влияния на этот процесс, но мы сталкивались с рядом проблем технического характера. Например, на момент введения в действие соответствующей нормы распределение одного дела занимало около часа, в связи с чем работники аппарата заканчивали распределение дел около 23.00 ежедневно. Правда, сейчас эта процедура сокращена почти до 5 минут, и все дела распределяются в течение рабочего дня.
— Как строите взаимодействие с судами первой инстанции?
— По закону нет административной подчиненности нам районных судов, мы теперь должны оказывать только методическую помощь. Но в чем она должна проявляться, в законе не конкретизировано. Поэтому мы и разработали положение об оказании методической помощи судам первой инстанции.
Ведь часто возникает вопрос: «Почему в одних и тех же судах и с одинаковой нагрузкой показатели работы судей разные?» Для качественного оказания методической помощи необходимо ознакомиться с общим состоянием организации судопроизводства конкретным судьей или судом, и по характеру предоставляемой методической помощи можно судить о показателях их работы. Существующая нормативная база лишает суды вышестоящих инстанций возможности осуществлять указанную деятельность в полном объеме.
«Ликвидация регионального судейского самоуправления была нецелесообразной»
— В интервью «ЗиБ» ваш коллега с Черниговщины Садиг Тагиев выразил сожаление по поводу ликвидации регионального судейского самоуправления. У вас были случаи, когда наличие местного органа судейского самоуправления ускорило бы решение той или иной проблемы?
— Плохо, что совет судей области не работает. Он контролировал осуществление правосудия местными судами, в том числе оказывал им и методическую помощь. Совет судей области рассматривал вопросы, связанные с дисциплинарными проступками, жалобы на судей, проводил проверки, принимал решения о поощрениях. И, конечно, нам было бы проще, если бы эти вопросы решались на местном уровне.
— Как складываются отношения регионов с Советом судей Украины и Советом судей общих судов? Достаточно ли внимания и помощи от них?
— От Харькова до Киева 500 км, и по каждому вопросу сложно обращаться в совет судей. Тем более что в Совете судей общих судов, который состоит из 11 человек, нет представителя нашего региона — третьего по количеству населения в стране. То же относится и к Высшей квалификационной комиссии судей. Мы будем ходатайствовать перед следующими выборами, чтобы в ССОС был наш представитель.
В составе Совета судей Украины есть наш представитель — судья Апелляционного суда Харьковской области Валентина Устименко. Благодаря этому у нас есть возможность оперативно обращаться за помощью в этот орган, и мы довольно успешно сотрудничаем.
Вообще, нужно, чтобы в таких органах был представитель от каждой области, либо стоит вообще вернуться на уровень регионов, как раньше. Можно оставить советы судей на уровне регионов, они подчинялись бы Совету судей Украины.
Если учесть соотношение количества общих судов и количества членов Совета судей общих судов, становится понятно, что на 11 членов совета ложится чрезвычайно большая нагрузка. ССОС начал частично делегировать определенные полномочия. Так, своим решением от 5.05.2011 №13/01 он обязал председателей апелляционных судов провести анализ судебной практики относительно рассмотрения судами областей уголовных дел, по которым обвиняемые находятся под стражей более 18 месяцев.
Таким образом, ликвидация регионального судейского самоуправления, по моему мнению, была нецелесообразной.
«Нагрузка разная, а зарплата и оклад судей по всей стране одинаковы»
— Давайте вернемся к вопросу нагрузки на судей. Как сообщал «ЗиБ», сейчас разрабатывается методика ее расчета. Насколько, по вашему мнению, загружены судьи Харьковщины?
— У нас в области у судей постоянно большая нагрузка. Сначала в 1990-е годы была компания «Быстрые деньги», потом еще разные — типа «МММ». Все суды были завалены этими делами. Потом пошли «коммунальные» — долги за воду, тепло и т.д. Теперь пришел черед социальных дел.
Нагрузку хорошо видно из соответствующей статистики. Так, на одного судью районных судов Харькова по результатам первого полугодия 2011 года приходится 145—225 новых дел в месяц, что существенно превышает показатели по некоторым другим областям Украины. Огромное количество социальных дел требует значительного времени для рассмотрения и влияет на общие сроки рассмотрения дел, находящихся в производстве конкретного судьи.
Для оптимальной организации своей работы судья должен иметь надлежащее помещение, оргтехнику, архив, возможность пользоваться Интернетом, должен быть обеспечен квалифицированным помощником, опытным секретарем. Аппарат суда обязан обеспечить нормальную работу канцелярии. То есть судью не должно интересовать, есть ли конверты, марки, бумага, есть ли возможность вызвать кого-либо из участников процесса в судебное заседание. Думаю, что оптимальным было бы, если бы приводы в суд осуществляли не сотрудники милиции, а судебные распорядители, как это сделано в России и США. То есть судья должен заниматься одним делом — осуществлять правосудие.
— Можно ли вообще составить алгоритм расчета времени, которое должен тратить судья на рассмотрение того или иного дела?
— Определять судьям нагрузку и что-то от них требовать можно только после надлежащей организации работы судов. Мы можем посмотреть статистику и увидим, что судья в Харькове рассматривает больше дел, чем судья в небольшой области. То есть нагрузка разная, а зарплата и оклад судей по всей стране одинаковы.
Считаю возможным произвести расчет времени, необходимого для рассмотрения конкретного дела, если при этом будут учтены его категория, количество участников процесса. Однако важными критериями здесь также будут определенные субъективные факторы: отсутствие злоупотреблений процессуальными правами со стороны участников судебного разбирательства с целью затягивания процесса, достаточный уровень профессионализма судьи, надлежащая организация процесса.
Среди объективных факторов можно назвать проблему доставки лиц, находящихся под стражей (ведь существуют ограничения по предельному количеству лиц, которые могут быть доставлены в суд, в некоторых отдаленных судах области доставка осуществляется всего несколько раз в неделю и т.д.), отсутствие достаточного количества залов судебных заседаний, звукозаписывающей аппаратуры и т.д.
При разработке алгоритма обязательно нужно провести мониторинг «живых» дел отдельных категорий, а не ограничиваться простым опросом судей. Это даст более объективную информацию о истинном положении вещей.
— Должен ли при распределении дел учитываться опыт судьи?
— Определить квалификацию судьи можно только внутри коллектива. Все люди разные. Одному достаточно год-два поработать, чтобы получить достаточный опыт и рассматривать сложные дела, другому нужно 10—15 лет, а третьему и 20 мало.
«Реформы — это хорошо, но они должны иметь под собой надежную экономическую основу»
— Харьковщина — регион русскоязычный, к тому же граничащий с Россией. Сложности с обеспечением участников процесса переводчиками не возникают? Осуществляется ли анализ, на каком языке чаще ведутся судебные заседания?
— Когда действовал предыдущий ГПК, процесс начинался с того, что председательствующий опрашивал стороны, на каком языке вести судопроизводство. И оно велось на том языке, за который высказались участники процесса. А вообще, я считаю, что в нашей стране судья должен знать минимум два языка: украинский и русский. Если он их не знает, то в нашем регионе ему будет весьма сложно наладить деловое общение с многочисленными представителями русскоязычного населения.
Сейчас же все гражданские дела ведутся на украинском языке, хотя 90% участников процесса общаются с нами на русском. Большинство граждан просят, чтобы суд предоставил им возможность давать пояснения на русском языке, при этом судья к ним все равно обращается на украинском. На мой взгляд, немного комично выглядит, когда в одном зале участники процесса что-то поясняют суду на русском языке, а судья к ним обращается на украинском, одновременно делая перевод, поскольку он имеет право вести судопроизводство только на государственном языке. Ведь когда человек не понимает некоторые специфические украинские слова, то мы сами выступаем в роли переводчиков.
Предоставить профессионального переводчика требуют менее 1% людей, ведь по закону граждане сами должны его найти и оплатить услуги.
Что касается уголовных дел, то согласно УПК «судопроизводство ведется на украинском языке или языке большинства населения данной местности». Поскольку, как вы отметили, Харьковщина — регион русскоязычный, досудебное следствие и судопроизводство по подавляющему большинству уголовных дел осуществляется на русском языке (исходя из пожеланий подсудимого и в целях наиболее полного обеспечения его прав).
Таким образом, если и существуют трудности с обеспечением участников процесса переводчиками, то они не касаются русского языка, по крайней мере в Харьковской области.
— Сейчас продолжается реформирование уголовного судопроизводства. А нужна ли реформа гражданского процесса? Например, в Германии гражданское судопроизводство более специализированное: семейные, трудовые, ювенальные суды... Была бы оправдана такая специализация у нас, по крайней мере на апелляционном уровне?
— Судя по тому, что законодатель уже несколько раз возвращал нам на рассмотрение административные дела, мне кажется, что практика создания административных судов оправдала себя не в полной мере. Апелляционные суды эти дела раньше рассматривали без проблем. А если мы и дальше будем дробить судебную систему, то не думаю, что из этого получится что-то хорошее.
Судейский штат за последние годы значительно увеличился. Дробление приводит к тому, что государство не может в достаточной мере обеспечить суды, они финансируются на 15—20% от потребностей. Если мы не можем материально обеспечить те суды, которые уже есть, зачем создавать новые? Реформы — это хорошо, но они должны иметь под собой надежную экономическую основу.
Мы можем сами проанализировать, кто лучше рассматривает дела в отношении несовершеннолетних, у кого есть для этого психологический и жизненный опыт. А может, кто-то, например, имеет ученую степень по земельному праву. И в результате мы можем самостоятельно ввести специализацию внутри суда. У нас же есть палаты по рассмотрению гражданских и уголовных дел, и распределение дел идет с учетом такой специализации. Теоретически ничто не мешает сделать специализацию внутри палаты.
Кроме того, как показывает практика, специализация возможна в судах с большим штатом судей, где при необходимости создавались такие палаты или коллегии для рассмотрения определенных категорий дел. Не вижу необходимости в нормативном закреплении такого распределения, поскольку при наличии в штате районного суда, например, трех судей, это не совсем уместно.
«Самое трудное и самое главное — уверенность в том, что принял правильное решение»
— Приходилось ли вам участвовать в рассмотрении политических споров? Давят на судью фамилии тех, чью судьбу приходится решать?
— Дел такого уровня, как дела, которые рассматривает Печерский райсуд г.Киева, конечно, не было. Но резонансные дела, в которых фигурировали известные в регионе фамилии, рассматривал. Конечно же, это сложнее, чем дела с участием рядовых граждан. Попытки давления, оскорбления из зала — все это было. А когда работал следователем, даже были звонки с угрозами моим родителям.
Судья не изолирован от общества. И конечно же, на него в какой-то мере влияют заявления, звучащие в прессе, с экрана. Главное, в чем я уверен: судья должен всегда руководствоваться двумя вещами — законом и своим внутренним убеждением.
— Можно ли привыкнуть к постоянному негативу, с которым приходится сталкиваться во время процесса?
— В суд люди приходят с огромным количеством негатива. Наверное, приятно работать в РАГСе, вести брачную церемонию: праздник, все испытывают положительные эмоции. Судья же сталкивается со злом, несправедливостью, на него воздействует сильнейшая отрицательная энергетика участников процесса. К этому тяжело привыкнуть. Некоторые довольно быстро акклиматизируются, а некоторые так и не могут привыкнуть. Перенести негатив намного легче в том случае, когда ты уверен в справедливости принятого решения.
В моей практике был случай, когда я вынес приговор в отношении одного юноши, и его мать осыпала меня проклятиями. Спустя годы я снова встретил эту женщину в суде, она подошла ко мне и сказала: «Жаль, что вы не дали тогда ему больше — он освободился и совершил тяжкое преступление».
— Что самое трудное в профессии судьи?
— Вообще, я не привык думать о трудностях. Наверное, самое трудное и самое главное — уверенность в том, что принял правильное решение. Нельзя допустить, чтобы невиновный был наказан. Необходимо сводить риск судебной ошибки к нулю.
— Когда вы поняли, что ваше призвание — быть судьей? Согласились бы вы надеть мантию, если бы знали обо всех трудностях этой профессии?
— Понял, что хочу стать юристом, в старших классах школы. Если бы имел возможность сейчас что-то изменить в своей жизни, то не поменял бы ничего, в том числе и профессию.
— Какие у вас есть рецепты для того, чтобы отвлечься от работы?
— Самый лучший способ — это командные игры. У нас в суде существуют свои волейбольная и футбольная команды, мы регулярно играем. Это прекрасный способ снять напряжение и переключиться. Кстати, в сентябре наша волейбольная команда выиграла Кубок Малько. Сражались с командами МЧС, СБУ, прокуратуры.
— На что вам всегда не хватает времени?
— На чтение. Я всегда очень много читал, а сейчас, к сожалению, времени на это не хватает. Читаю разве что профессиональную литературу и юридическую прессу. Кстати, «ЗиБ» считаю самым профессиональным изданием для тех, кто работает в судебной системе.
Хотелось бы, конечно же, больше времени уделять спорту, но это получается редко.
— Ваши пожелания коллегам — читателям «ЗиБ»?
— Хочу пожелать в первую очередь здоровья, потому что без него невозможно полноценно жить и работать. А еще хочу пожелать коллегам, чтобы государство о них не забывало и как можно скорее обеспечило нормальные условия работы.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.82 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!