Указывая в декларациях неправдивую информацию, чиновники практически ничем не рискуют
Отсутствие ответственности за предоставление в декларациях неполных или неправдивых сведений практически сводит на нет пользу от заполнения таких документов. И только введение санкций за данные действия может превратить эти бумаги в механизм реальной борьбы с коррупцией. Пока же за ошибки могут пострадать только должностные лица местного самоуправления и дипломаты.
Правила надзора
В Верховной Раде зарегистрирован проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации рекомендаций Европейской комиссии в сфере государственной антикоррупционной политики» (№3312), разработанный Минюстом. Документ предусматривает внесение изменений в ч.1 ст.1726 Кодекса об административных правонарушениях — введение ответственности за предоставление в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера заведомо недостоверных сведений. Для того чтобы понять, есть ли необходимость в таких изменениях, следует проанализировать, как в настоящее время применяется законодательство в сфере контроля за подачей деклараций.
Уже 2 года Украина живет по новому закону «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Его принятие сопровождалось дискуссиями и было нелегким. Однако, несмотря на непродолжительный период применения акта, в него уже 6 раз вносились поправки. Но, к сожалению, до сих пор остается ряд пробелов, которые сводят на нет реализацию закрепленных в законе принципов.
Так, ст.12 предусматривает порядок осуществления финансового контроля, который, в частности, заключается в обязательстве субъектов декларирования (определены п.1 и пп. «а» п.2 ч.1 ст.4) ежегодно до 1 апреля подавать по месту работы или службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме, которая прилагается к этому закону. В случае необходимости подают декларацию и претенденты на занимание установленных законом должностей.
Эта норма не является новеллой украинского законодательства. Ведь впервые требование о декларировании доходов и обязательствах финансового характера определенными категориями государственных служащих была закреплена в ст.13 закона «О государственной службе», принятого 16.12.93. При этом механизм реализации данной нормы определен лишь в постановлении Кабмина от 11.08.95 №641 «О применении статьи 13 Закона Украины «О государственной службе», а форма декларации утверждена приказом Минфина от 6.03.97 №58.
За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность (ч.1 ст.21 закона). За неподачу или несвоевременную подачу декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера ответственность предусмотрена ч.1 ст.1726 Кодекса об административных правонарушениях.
Выборочная ответственность
Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует: формулировка состава административного правонарушения не охватывает таких действий декларантов, как указание в декларации неполных или неправдивых сведений. И при этом проверки, которые проводят органы прокуратуры, выявляют значительное количество именно таких нарушений во время заполнения заявлений о характере и размере доходов.
Отсутствие предусмотренной законом ответственности за предоставление в декларации неполных или неправдивых сведений нивелирует реализацию принципов неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений, а также открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Анализ действующего законодательства дает основания утверждать, что, несмотря на закрепленный ст.24 Конституции принцип равенства граждан перед законом, на данное время предоставление неправдивых сведений в ежегодной декларации имеет негативные последствия только для нескольких категорий субъектов ответственности за коррупционные правонарушения — должностных лиц органов местного самоуправления и органов дипломатической службы, поскольку это является основанием для прекращения их службы. Такие положения прописаны в абз.3 ч.1 ст.20 закона «О службе в органах местного самоуправления» и абз.6 ч.2 ст.41 закона «О дипломатической службе».
Аналогичное основание прекращения государственной службы для других категорий чиновников исключено из ст.30 закона «О государственной службе» с 13.06.2012. Такие правила были реализованы благодаря закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». В частности, п.7 ст.30 закона «О государственной службе» изложен в новой редакции: теперь предусмотрено, что профессиональная деятельность прекращается в случае «привлечения государственного служащего к уголовной или административной ответственности за коррупционные правонарушения, связанные с нарушением ограничений, предусмотренных законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
Поскольку действующее законодательство не предусматривает ни уголовной, ни административной ответственности за предоставление неправдивых сведений в декларации основание для прекращения государственной службы, прописанное в п.7 ст.30 закона «О государственной службе» в действующей редакции, не охватывает таких случаев.
Выявление во время проведения специальной проверки факта предоставления претендентом на должность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, неправдивых сведений в декларации также может быть основанием для отказа в назначении (абз.6 ч.3 ст.11 закона). Одновременно должностное лицо, уполномоченное назначать на должность, обязано в течение трех рабочих дней сообщить о выявленном факте в правоохранительные органы.
При этом следует учесть, что в случае установления по результатам специальной проверки факта расхождений в автобиографии или декларации за прошлый год, поданных претендентом на такую должность, ему предоставляется возможность в течение 5 рабочих дней предоставить письменное объяснение и устранить расхождения.
В поисках умысла
Важный момент в решении вопроса о привлечении к ответственности за коррупционные правонарушения — установление умысла, поскольку в соответствии с абз.5 ч.1 ст.1 закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» коррупционным правонарушением является преднамеренное деяние, содержащее признаки коррупции, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Аналогичная позиция изложена и в разъяснении Минюста от 10.07.2012 «Проблемные вопросы применения Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», а именно: необходимо исходить из сознательного сокрытия или искажения той или иной информации.
Работа по законодательному совершенствованию механизма финансового контроля в сфере борьбы с коррупцией продолжается. Так, комитет ВР прорабатывает законопроекты, предусматривающие внесение изменений в акты по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.
В частности, есть намерение ввести специальную проверку с целью подтверждения достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Предусматривается применение уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 3 до 5 лет в случае указания лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, заведомо неправдивых сведений в декларации.
В то же время законом «О борьбе с коррупцией», утратившим силу 1.01.2011, была предусмотрена ответственность за неподачу или предоставление неполных или неправдивых сведений о доходах и обязательствах финансового характера.
Следовательно, внесение в ч.1 ст.1726 Кодекса об административных правонарушениях изменений, которыми предусмотрено введение ответственности за предоставление в декларации неполных или неправдивых сведений, устранило бы законодательный пробел и неравенство субъектов декларирования. В таком случае данные декларации перестали бы быть фикцией, а стали бы действенной составляющей системы мер, направленных на предотвращение и противодействие коррупции.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!