Для назначения единовременной денежной помощи решающее значение имеет не любой факт установления инвалидности, а именно прямо связанный с исполнением обязанностей военной службы или защитой Родины.
К такому выводу пришел Кассационный административный суд, оставляя по-прежнему предварительные решения по делу №240/4278/24, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу лицо обратилось с иском к Министерству обороны об обязательстве выплатить единовременную денежную помощь в размере 300-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц на 1.01.2023, в связи с установлением II группы инвалидности, наступившей в результате травмы, связанной с защитой, Родины с учетом уже выплаченной суммы пособия.
Решением окружного административного суда, оставленным по-прежнему постановлением апелляционного админсуда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Минобороны доказывало, что у истца возникло право на получение единовременного пособия в размере 300-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц на 1 января календарного года, в котором впервые установлена инвалидность (2021 год).
Согласно обстоятельствам дела, истцу в 2021 году установлена ІІ группа инвалидности в результате травмы, полученной в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. В 2022 году во время выполнения боевых задач истец получил минно-взрывную травму. Согласно справке, ему установлено 40% потери трудоспособности в связи с травмой, связанной с защитой Родины, однако единовременная денежная помощь выплачена не была.
Во время повторного осмотра 28.03.2023 истцу установлена ІІ группа инвалидности вследствие указанной травмы. На основании этого комиссия Минобороны приняла решение о выплате единовременного денежного пособия в размере 300-кратного прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц на 1 января календарного года, в котором впервые установлена инвалидность (2021), в сумме 681 тыс. грн.
Как отметил КАС, право на получение единовременного денежного пособия возникает у военнослужащего или лица, уволенного с военной службы, только в связи с установлением инвалидности в случаях ранения, контузии, травмы, увечья, полученных во время прохождения военной службы, или заболевания, прямо связанного с ее исполнением. При этом юридическое значение имеет факт первичного установления инвалидности в связи с прохождением военной службы. Ведь он определяет момент возникновения права на выплату и прожиточный минимум, из которого должен исчисляться его размер.
Случаи установления инвалидности по причинам, не имеющим связи с исполнением воинской обязанности (бытовая травма, общее заболевание и т.п.), не подпадают под действие специального правового регулирования и не могут определять дату для исчисления размера единовременной денежной помощи.
Поскольку инвалидность ІІ группы, установленная истцу в 2021 году, не была связана с исполнением обязанностей военной службы, право на единовременную денежную помощь у военнослужащего возникло только с 28.03.2023, когда она установлена в связи с травмой, связанной с защитой Родины. Таким образом, КАС констатировал, что именно 2023 год является отправной точкой для определения размера пособия, и она должна исчисляться исходя из прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц по состоянию на 1.01.2023.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!