На юридическом рынке, несмотря на отсутствие тенденции к его росту, участники пытаются поддерживать стоимость своих услуг. А главным двигателем продаж остается прямая рекомендация клиентов.
Результаты маркетингового исследования рынка юридических услуг представила президент ВОО «Ассоциация адвокатов Украины» Ольга Дмитриева во время традиционного ежегодного форума «Формула успеха», который проходит сегодня, 5 сентября, в Киеве.
Среди респондентов, опрошенных ассоциацией, об отсутствии изменений в стоимости юридических услуг или их незначительном росте на уровне инфляции сообщили 47,2%. Четверть из опрошенных — существенно (на 20% и более) увеличили тарифы в 2024— 2025 годах. А вот в понижении цен признались менее 3% адвокатов. При этом каждый шестой участник пожаловался на понижение финансовой дисциплины клиентов.
Относительно общей оценки состояния рынка, наибольшая доля адвокатов (35%) признала его ослабленным и недостающим клиентов. Четверть респондентов отметила определенную стабилизацию по сравнению с 2022-2023 годами. Еще 10% заявили, что не видят существенных изменений.
Отдельный блок исследования касался маркетинговой активности адвокатов. Чаще всего (26,7%) они полагаются на прямые рекомендации клиентов как основополагающий источник новых обращений. По 20% респондентов либо имеют штатного маркетолога, либо самостоятельно выполняют эти функции. Еще 13,3% ограничиваются участием в вебинарах по маркетингу.
Аутсорсинговыми услугами пользуются только 6,7% опрошенных, столько же считают маркетинг излишним, поскольку достаточно «сарафанного радио».
Среди способов продвижения юридических компаний наиболее эффективными респонденты назвали информирование об удачных кейсах (25,8%) и рекомендациях коллег (22,6%). Участие в профессиональных мероприятиях считают результативным 12,9% опрошенных. Около 10% отметили эффективность интервью и выступлений на телевидении, а также представительства интересов публичных лиц.
Участие в рейтингах и общественная деятельность в профессиональных объединениях принесли бы пользу, по мнению 6,5% адвокатов. Ниже всего оценили написание статей — только 3,2% сочли этот инструмент действенным для продвижения.
Таким образом, в целом исследование показало, что юридический рынок находится в состоянии осторожной стабилизации: рост цен происходит преимущественно в пределах инфляции, клиентская база остается нестабильной, а главным каналом продвижения и дальше выступают личные рекомендации и демонстрация успешных кейсов.

Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!