Определенное видение судебной реформы, пожалуй, есть. К сожалению, оно формируется в основном извне. И, возможно, в некоторых случаях наши международные партнеры не понимают украинских реалий.
Так прокомментировал глава Рады судей Богдан Монич причину хаотического движения судебной реформы в последние годы в интервью Watchers, сообщает «Закон и Бизнес».
Он напомнил, что в начале судебной реформы в 2016 году требованием международных экспертов было, в частности, участие общественности в конкурсах по судебной системе. Поэтому был создан общественный совет добродетели.
Однако. по его оценке, «в течение как минимум последнего года стало очевидным, что работа ОСД сошла на минимум. В некоторых случаях члены ВККС находили больше информации, чем ОСД».
«Думаю, «сегодня нужно переосмыслить целесообразность существования ОСД», поскольку ввиду объема работы срок полномочий ВККС, иногда ОСД выступает тормозом многих процессов», — отметил он.
В этом контексте Б,Монич напомнил, как члены ОСД отказались участвовать в отборе судей в первую инстанцию. Мол, не успевают. «А вот в апелляционную инстанцию сказали: будем… По каким критериям сделан такой выбор? Похоже на определенный коррупционный элемент. Поэтому следует переосмысливать необходимость такого органа», — констатировал он.
Как одну из самых больших проблем сегодняшнего дня он назвал то, что судьи массово уходят из профессии. «Прежде всего, наверное, из-за чрезмерной нагрузки, низкого уровня судейского вознаграждения, ведь инфляционные процессы произошли, а выплаты судьям не увеличивали. Есть судьи, самостоятельно закупающие канцтовары для суда, поскольку государство не выделяет на это средства, заправляют картриджи…», — отметил глава РСУ.
Кроме того, по его словам, «большой уровень увольнений — из-за существующих рисков в связи с прохождением квалификационного оценивания», которое длится уже почти 10 лет.
В то же время он обратил внимание, что уже достаточно давно никто не считал общее количество судей, в которых нуждается система. Б.Монич напомнил, что последняя попытка была в ходе исследования Рады судей, утвержденного решением Высшей рады правосудия. Тогда, по подсчетам РСУ, судебная система нуждалась в 9000 судьях.
По состоянию на I квартал этого года, местные общие суды нуждаются в 5515 судьях, окружные административные — 3068, местные хозяйственные — 744, апелляционные общие — 917, апелляционные административные — 1432, апелляционные хозяйственные — 258. В целом — почти 12 тыс. человек.
«Очевидно, когда начинались конкурсы, ВРП не учитывала наше исследование, скорее всего, исходил из статистики, утвержденной Государственной судебной администрацией. На мой взгляд, эти цифры занижены», — отметил Б.Монич.
В то же время, по его словам, «характерная черта всех конкурсов – чрезвычайно завышенные требования к кандидатам. Сколько бы человек ни прошел проверок, тестов, они никогда не застрахуют от того, что после назначения он может измениться, оступиться и совершить коррупционное правонарушение». И пример, в частности, эксголовы ВС Всеволода Князева тому подтверждение.
«У меня к конкурсу в ВККС есть больше вопросов, поскольку не понимаю до сих пор, по каким критериям выбирали кандидатов. Неужели не могли проверить хотя бы научную степень (члена ВККС Владимира Луганского. — W.)?!», — отметил Б.Монич.
«Судебная система, конечно, ожидает от ВККС, прежде всего, завершение конкурса сначала в апелляционную инстанцию, а затем в первую. Хотя большой риск, что нынешний состав комиссии не успеет это сделать», — констатировал глава РСУ.
В конце он отметил необходимость переизбрания Рады судей. В то же время заверил, что не планирует переизбираться на должность: «Я понимаю, что есть необходимость в смене состава РСУ, за кресло держаться не буду».

Глава РСУ Богдан Монич: «Сегодня нужно переосмыслить целесообразность существования ОСД».
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!