В неумении АРМА управлять арестованными активами виновным оказался Кабмин
За 8 лет существования в Агентстве по розыску и менеджменту активов так и не удалось создать целостную систему управления арестованными активами и наладить взаимодействие с органами прокуратуры и досудебного расследования.
Об этом свидетельствуют выводы Счетной палаты, сделанные по результатам аудита использования средств государственного бюджета и управления активами АРМА с 2022 года по июнь 2024 года.
«Управление активами, полученными от коррупционных и других преступлений, сталкивается с рядом вызовов из-за отсутствия сформированного Кабинетом Министров Украины достаточного правового поля», — сообщили в Счетной палате.
Похвалив Агентство за увеличение показателей деятельности в части обеспечения поступления средств, аудиторы одновременно отметили:
несовершенство существующих механизмов отбора управляющих и оценщиков конфискованных активов;
недостатки внутренних регламентных норм для эффективного мониторинга и контроля;
неурегулированность отношений между АРМА и органами прокуратуры и досудебного расследования на этапе передачи-принятия активов;
отсутствие инструментов для эффективной деятельности по сохранению и увеличению экономической стоимости активов.
Удивляет обнародованная Счетной палатой статистика исполнения (а точнее неисполнения) судебных решений. Из более чем 100 тыс. определений об аресте имущества только 1% предусматривал передачу в управление АРМА. При этом значительная часть определений не выполняется из-за «отсутствия нормативно урегулированной процедуры передачи активов и недостаточного взаимодействия с органами прокуратуры и досудебного расследования». Объяснить недостаток коммуникации между государственными органами можно разве что нежеланием наладить работу. Почему это происходит — другой вопрос, ответ на который стоит искать в материалах уголовных дел против бывших руководителей ведомства.
По 549 определениям активы стоимостью более 39,4 млрд грн (это около $940 млн. — Прим. авт.) остаются непереданными в управление, что свидетельствует о значительных потерях для государства, говорится в отчете Счетной палаты. Только эта цифра более чем в 15 раз превышает достижения АРМА за 2,5 года, выявленные аудиторами (это поступления от: управления активами — 0,4 млрд грн, управления денежными средствами — 0,6 млрд грн, реализации активов — 1,6 млрд грн.).
Аудит выявил и недостатки в учете, из-за которых активы продаются дешевле, чем они стоят. Сообщается, что в Едином государственном реестре активов отсутствует полная информация об активах. Это приводит к искажению данных об их стоимости. Таким образом, встает вопрос контроля за эффективностью управления переданными активами. В трети случаев ожидаемый результат от управления (экономическая выгода или прогнозируемый доход) оказался меньше на общую сумму 81,3 млн грн.
Кроме того, Агентство в 2022— 2023 годах не обладало достаточной информацией о рыночной стоимости всех проданных активов и оценочной стоимости 61,3% реализованных активов. По этой причине реализация активов по четырем определениям оказалась ниже рыночной на 769,3 млн грн.
К аналогичным выводам Счетная палата приходила ранее в ходе мероприятий государственного внешнего финансового контроля (аудита) эффективности использования средств государственного бюджета АРМА, что отражено в отчете от 10.03.2020 №5-3 за период 2017— 2018 годов и 9 месяцев 2019 года, а также в отчете от 22.02.2022 №3-3 за период с октября 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Счетная палата, в частности, обращала внимание на следующие нарушения АРМА:
не обеспечено выполнение функций организации и осуществления мероприятий, связанных с учетом материальных активов, на которые наложен арест в уголовных производствах, и своевременное выполнение одной из основных функций — формирования и ведения Реестра;
отсутствовало инициирование изменений в законодательство в части урегулирования порядка ведения бухгалтерского учета арестованных активов (доходов), полученных от коррупционных и других преступлений;
учет переданных Национальному агентству материальных активов велся вручную, без отражения в регистрах бухгалтерского учета;
не обеспечена организация рецензирования отчетов об оценке имущества (актов оценки имущества), что создает дополнительные коррупционные риски и ставит под сомнение оценочную стоимость активов, переданных в управление или реализованных;
управление арестованными активами не осуществлялось на должном уровне, а отсутствие систематизированного учета и неопределенность алгоритма действий и контрольных мероприятий ответственных сотрудников создают коррупционные риски на каждом операционном этапе и приводят к ошибкам или злоупотреблениям;
решения об отборе управляющих и реализаторов активов принимались тендерным комитетом без соответствующих полномочий и с нарушением требований действующего законодательства Украины;
руководством принимались незаконные управленческие решения по изменению руководства хозяйственных обществ, корпоративные права которых арестованы;
из-за ненадлежащего выполнения функций по эффективному управлению активами, переданными в управление по договорам, коммерческие организации, назначенные управляющими активов, использовали арестованные активы бесплатно, при этом средства в государственный бюджет не поступали;
не инициировался вопрос нормативного урегулирования реализации подакцизных товаров;
не утверждены регламенты, направленные на обеспечение надлежащего функционирования внутренней среды, управления рисками, принятия контрольных мер, налаживания коммуникаций и т. д.
Хотя отчет о результатах аудита АРМА за период с 2022 года по июнь 2024 года пока не опубликован, приведенные СП выдержки из него свидетельствуют о наличии коррупционных угроз внутри ведомства. Однако, похоже, никто не спешит с их устранением. Очевидно, более выгодно продолжать бороться с «вызовами».
Ведь, как мы уже писали ранее, в проблемах работы виноваты не чиновники ведомства, а законодатель. Сегодня им оказался Кабмин, который не обеспечил должное правовое поле. По крайней мере, эту точку зрения поддержали аудиторы. Другими словами, все проблемы — из-за плохого закона. И это очень удобная позиция, которая полностью снимает с них ответственность, не так ли?
Хотя поступления от управления арестованными активами выросли в этом году, почти столько же активов остаются непринятыми в управление АРМА.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!