В случае пропуска сроков предъявления требований к наследникам должника, умершему при рассмотрении дела, кредитор лишается прав требования как по основному обязательству, так и по дополнительному.
К такому выводу пришла Большая палата Верховного Суда, отменяя постановление апелляционного суда по делу №638/1046/14-ц о взыскании кредитной задолженности, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу «УкрСиббанк» направил заемщице и поручителям требование о погашении задолженности по кредитному договору, а затем обратился в суд.
Во время рассмотрения дела в 2014 году заемщица умерла. В 2016 году определением суда к участию в деле привлечена ее правопреемница.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска по основаниям пропуска срока, установленного ст.1281 ГК. Апелляционный суд пришел к выводу, что банк не пропустил этот срок, и частично удовлетворил иск.
В свою очередь, БП ВС отметила, что предписания ст.1281 ГК не содержат особых оговорок относительно порядка удовлетворения требований кредитора в случае, если смерть должника наступила после предъявления иска. Следовательно, к таким правоотношениям применяются правила об общем порядке предъявления кредитором требований к наследникам, определенные в ст.1281 ГК, а наследники, принявшие наследство, подлежат привлечению к участию в деле как правопреемники на основании ст.55 ГПК.
В БП ВС напомнили, что кредитор может предъявить требование к наследникам должника, принявшим наследство, в соответствии с требованиями ст.1281 ГК одним из следующих способов: 1) непосредственно наследнику; 2) опосредованно — через нотариуса по месту открытия наследства (за пределами Украины — через консульское учреждение).
По этому делу об открытии наследства после смерти должницы банк узнал не позднее 3.02.2015, о чем представитель банка указал в поданном в суд ходатайстве об истребовании из нотариальной конторы сведений по наследственному делу. Однако банк как кредитор требование к наследникам должницы любым способом в сроки, определенные ч.2 ст.1281 ГК, не предъявлял, и только 29.02.2016 обратился с процессуальным заявлением о привлечении к участию в деле правопреемницы.
Следовательно, БП ВС заключила, что в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности как с наследницы умершей заемщицы, так и с поручителя должно быть отказано в связи с утратой кредитором права требования по основаниям пропуска срока, определенного ч.2 ст.1281 ГК.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!