С начала ведения самовольного строительства на самовольно занятом земельном участке лицо непрерывно находится в преступном состоянии до момента прекращения или прерывания уголовного правонарушения.
Такой вывод сделала объединенная палата Кассационного уголовного суда по делу №353/999/23, сообщает «Закон и Бизнес».
В этом деле Лицо 1 обвинялся в том, что он захватил участок площадью 61 м2, расположенный во дворе многоквартирного дома и осуществил самовольное строительство гаража с устройством фундамента из бетона и стен из шлакоблока. Тем самым нанес ущерб Тлумацкому городскому совету Ивано-Франковской области на общую сумму 5874,91 грн.
По постановлению местного суда удовлетворено ходатайство обвиняемого, он освобожден от уголовной ответственности по ч.3 ст.1971 УК в связи с истечением сроков давности.
Соглашаясь с таким решением, апелляционный суд отметил, что после самовольного завладения участком дальнейшее неисполнение обвиняемым обязанности вернуть его владельцу, как этого требует земельное законодательство, не охватывается составом преступления, предусмотренного ч.3 ст.1971 УК, и с точки зрения квалификации по этой нормой не имеет значения, сколько времени оно длилось.
В кассационной жалобе прокурор утверждал, что уголовное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.1971 УК, является длящимся преступлением. Считал, что суд первой инстанции неправильно установил время окончания преступных действий обвиняемого, поскольку он после совершения противоправных действий, образующих состав оконченного уголовного правонарушения, продолжал пользоваться самовольно занятым участком и возведенным на нем сооружением.
Дело было передано на рассмотрение ОП КУС в связи с необходимостью отступления от вывода о применении нормы права в подобных правоотношениях, изложенном в определении КУС от 14.11.2023 по делу №758/2732/23. В нем отмечается, что это преступление является законченым с момента начала ведения строительных работ на самовольно занятом участке, то есть с момента осуществления строительства.
Однако ОП КУС сформулировала противоположный вывод о применении положений ст.49, ч.3 ст.1971 УК и указала, что днем начала течения срока давности привлечения лица к уголовной ответственности за совершение продолжающегося уголовного правонарушения является день прекращения или прерывания совершения лицом соответствующего продолжающегося. деяния.
ОП КУС согласилась с позицией коллегии о том, что диспозиции отдельных частей ст.1971 УК неразрывно связаны между собой, поскольку касаются самовольного занятия лицом земельного участка, самовольного строительства на нем отдельных зданий или сооружений со ссылкой на другие отдельные квалифицирующие признаки указанных действий , в частности, связаны с особенностями их последствий (ч.1), особенностями субъекта или предмета таких действий (чч.2, 4).
В частности, в этом производстве объективная сторона преступления, предусмотренного ч.3 ст.1971 УК, заключается в самовольном строительстве зданий или сооружений на самовольно занятом земельном участке.
Следовательно, первым днем начала течения срока давности по соответствующей части ст.1971 УК является день прекращения совершения лицом соответствующего продолжающегося преступного деяния, а не день, с которого такое деяние достигло стадии совершенного преступления, поскольку преступления, предусмотренные соответствующими частями ст.1971 УК носят продолжающийся характер.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!