Законодатели считают, что институт уголовной ответственности юридических лиц, введенный в 2014 году, неэффективен. Например, перечень санкций, которые могут быть применены к бизнесу, достаточно ограничены и несбалансированы.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Из этих соображений, чтобы кардинально изменить подход к привлечению к ответственности юридического лица за совершение от его имени или в его интересах уголовного правонарушения, группа народных депутатов зарегистрировала в парламенте проект закона №11443 от 25.07.2024 «О внесении изменений в Уголовный кодекс, Уголовный процессуальный кодекса и других законодательных актов Украины о приведении в соответствие с международными стандартами ответственности юридических лиц за совершение коррупционных уголовных правонарушений».
Документом предлагается предусмотреть основания для применения мер уголовно-правового характера к юридическому лицу независимо от привлечения к ответственности физического лица, расширенный перечень мер уголовно-правового характера и увеличения размера штрафа, который может применяться к юридическому лицу, возможность применения специальной конфискации на основании определения суда, применение мер уголовно-правового характера.
Также предполагается, что к юридическому лицу будут применяться дополнительные (нефинансовые) меры уголовно-правового характера. Речь идет о достаточно широком перечне запретов деятельности на определенный период, а именно:
- участвовать в публичных закупках;
- пользоваться лицензией;
- участвовать в приватизации государственного и коммунального имущества;
- участвовать в аренде государственного и коммунального имущества (в том числе продлении договора аренды);
- получать, продлевать срок действия специального разрешения на пользование недрами (в том числе остановки действия специального разрешения на пользование недрами);
- участвовать в органах социального трехстороннего диалога;
- покупать облигации внутренних государственных займов Украины;
- создавать и участвовать в работе саморегулируемых организаций;
- предоставлять и получать рекламу;
- осуществлять спонсорство;
- участвовать в государственно-частном партнерстве;
- участвовать в совместных предприятиях.
Кроме того, нефинансовые меры уголовно-правового характера будут включать временные ограничения в получении прав и преимуществ:
- получать любые льготы и активы от государства и общества;
- привлекать, использовать, осваивать средства международных технических и международных финансовых операций;
- получать государственную помощь субъектами хозяйствования (быть получателем государственной помощи);
- приобретать статус резидента Дия Сити;
- получать государственную и другую финансовую поддержку экспортной деятельности.
Комитет Национальной ассоциации адвокатов Украины по антикоррупционной политике и комплаенсу, проанализировав проект, пришел к выводу, что такая законодательная инициатива может быть широко применена к неограниченному кругу случаев и субъектов хозяйствования, в том числе добропорядочных. В итоге это в разы увеличит давление на бизнес.
В современных реалиях, когда бизнесу и так непросто, реализация положений закона в редакции его проекта неотвратимо приведет к заморозке деловой активности со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. И эти потенциально отрицательные риски в разы превышают достоинства от внедрения предлагаемых норм.
Поэтому, делают вывод в НААУ, принятие законопроекта целесообразно отложить на другое время.
.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!