Завершающий этап проведения полной проверки декларации - выявление признаков незаконного обогащения или необоснованности активов. Именно на этом этапе проверяется наличие финансовой возможности декларанта и его родственников приобрести активы.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НАПК.
Речь идет о любом виде актива: денежные средства, криптовалюта, недвижимость, автомобили и прочее, приобретенные после 28.11.2019.
При анализе уполномоченное лицо НАПК устанавливает родственные связи декларанта, исследует источники происхождения их средств на приобретение активов и т.п.
При этом приобретением активов является не только приобретение права собственности на объекты самим декларантом, но и приобретение активов в собственность другим физическим или юридическим лицом, если доказано, что такое приобретение было совершено по поручению декларанта, или если декларант может прямо или косвенно поступать в отношении таких активов. действия, тождественные по содержанию осуществлению права распоряжения ими.
А законными доходами являются правомерно полученные лицом из источников, определенных пунктами 7 и 8 части первой статьи 46 закона «О предотвращении коррупции».
Если при анализе размеров полученных доходов и осуществленных расходов будет выявлена разница между стоимостью активов и законными доходами более чем на 1.003 млн грн и до 8 млн грн (если актив приобретен в 2022 году), до 8,7 млн грн (приобретены в 2023 году), до 9.8 млн грн (приобретено в 2024 году), такое нарушение может содержать признаки необоснованности активов (ст. 290 Гражданского процессуального кодекса).
При выявлении признаков необоснованности активов после завершения полной проверки декларанту предоставляется возможность в течение десяти рабочих дней предоставить письменное объяснение по такому факту с соответствующими доказательствами. В случае непредоставления в указанные сроки письменных объяснений и доказательств или предоставления их не в полном объеме, Национальное агентство информирует об этом НАБУ и САП.
Такие активы может конфисковать и взыскать в государственный бюджет по правовому механизму гражданской конфискации по иску прокурора САП.
Благодаря такому механизму можно конфисковать активы без вынесения обвинительного приговора и уголовного производства, которое может длиться годами. В то же время гражданский процесс менее продолжителен и проще в реализации, предусматривает отличные от уголовного процесса стандарты доказывания.
Если же при анализе размеров полученных доходов и осуществленных расходов обнаружено разницу более чем на 8 млн грн (если актив приобретен в 2022 году), более 8,7 млн грн (приобретены в 2023 году), более 9.8 млн грн (приобретены в 2024 году), это может свидетельствовать о признаках незаконного обогащения (ст. 368-5 Уголовного кодекса Украины). В случае их выявления НАПК составляет обоснованное заключение и вместе с материалами направляет в органы досудебного расследования, такие как НАБУ, ДБР и другие.
Декларант по запросу уполномоченного лица может предоставить пояснения и обязан предоставить подтверждающие документы (при их наличии), которые будут рассмотрены при полной проверке декларации.
В 2024 году по результатам проведенных полных проверок деклараций установило признаки незаконного обогащения 3 декларантов и признаки необоснованности активов – в 6.
Речь идет, в частности, о проведении НАПК полной проверки деклараций очаковского городского головы, бывшего налоговика из Киева, народного депутата и других.
.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!