Решение суда о признании исполнительной надписи не подлежащей исполнению, не имеет обратного действия во времени и не может порождать правовые последствия, в том числе и относительно недействительности торгов.
На это обратила внимание объединенная палата Кассационного гражданского суда, оставляя без изменения постановление апелляционного суда по делу №587/2230/21, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу лицо обратилось с иском о признании недействительным электронным торгам и протокола их проведения. В обоснование требований ссылался на решение суда, которым признана не подлежащим исполнению, исполнительная надпись на ипотечном договоре с банком относительно взыскания на предмет ипотеки.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционный суд удовлетворил апелляционную жалобу банка: отменил это решение и отказал в иске.
В свою очередь, ОП КГС отметила, что анализ норм ГПК, с учетом принципа разумности, свидетельствует о том, что наличие оснований для признания недействительными торгов должно устанавливаться судом именно на момент их проведения. Решение суда о признании исполнительной надписи не подлежащим исполнению, не имеет обратного действия во времени и не может порождать правовые последствия, в том числе и относительно недействительности торгов, или влиять на другие юридические факты, наступившие до вступления в законную силу решения суда о признание исполнительной надписи не подлежащей исполнению.
Также ОП отметила, что по своей сути публичные торги должны быть самым безопасным основанием для приобретения имущества, поскольку публичная процедура реализации имущества должна гарантировать неотвратимость результатов торгов и «юридическую очистку» имущества, приобретенного таким образом. Очевидно, что использование в качестве основания для оспаривания торгов признания исполнительной надписи не подлежащей исполнению существенно подрывает стабильность оборота и характеристику собственно торгов как безопасного основания приобретения имущества при условии, что такого основания недействительности не существовало в момент проведения публичных торгов.
Поэтому ОП КГС констатировала, что, учитывая фактические обстоятельства, сложившиеся по этому делу, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку решение суда о признании исполнительной надписи не подлежит исполнению, вступило в законную силу в июле 2021 года, а электронные торги по реализации надлежащего истцу недвижимого имущества проведены в октябре 2018 года, то на время проведения электронных торгов исполнительная надпись нотариуса была действительна.
Соответственно, ОП КГС отступила от заключения, изложенного в постановлениях КГС суда от 07.11.2018 по делу №712/1317/14-ц и от 07.02.2019 по делу №522/1516/15-ц.
В то же время судья Василий Крат изложил особое мнение к этому постановлению.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!