Одна из ключевых задач - установление характера отношений декларанта с лицами, являющимися источниками дохода – это могут быть подчиненные лица, подрядчики, другие лица, на которых могут влиять решения декларанта как должностного лица.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НАПК.
Во время третьего этапа проверки - на наличие признаков конфликта интересов, уполномоченное лицо проверяет соблюдение декларантом ограничений по получению подарков, а также совместительства и совмещения с другими видами деятельности, предусмотренных статьями 23 и 25 закона «О предотвращении коррупции».
При полной проверке соблюдения декларантами требований ст. 23 закона уполномоченное лицо анализирует получение декларантом дохода, в том числе путем зачисления средств на его счета от третьих лиц (одним платежом или совокупно), подарков в денежной или неденежной форме (объектов недвижимости, транспортных средств, ювелирных изделий и т.п.), а также приобретение актива по цене, ниже минимальной рыночной.
Среди основного – установление характера отношений декларанта с лицами, являющимися источниками дохода – это могут быть подчиненные лица, подрядчики, другие лица, на которых могут влиять решения декларанта как должностного лица.
Распространенным фактом наличия признаков конфликта интересов является безвозмездное пользование имуществом или пользование имуществом за оплату ниже минимальной рыночной. Такие случаи могут быть квалифицированы как подарки в денежной или неденежной форме, являющиеся нарушением ст. 23 (Ограничение получения подарков) закона. Конечно это не касается случаев пользования имуществом, принадлежащим близким лицам, а также если получение скидки общедоступно или является призом, премией, бонусом.
Предметом проверки является соблюдение декларантом ограничений по совмещению деятельности с другой оплачиваемой практикой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту), что является нарушением ст. 25 (Ограничения совместимости и совмещения с другими видами деятельности).
Ярким примером нарушения такого ограничения является пребывание декларанта на государственной службе и одновременное осуществление им оплачиваемой деятельности, имеющей признаки предпринимательской.
За нарушение ограничений, предусмотренных статьями 23 и 25 закона, лицо может быть привлечено к дисциплинарной, административной ответственности.
В случае выявления признаков конфликта интересов уполномоченное лицо НАПК, проводившее полную проверку, передает материалы в профильное подразделение НАПК или орган, в компетенцию которого входит составление протокола о нарушении требований законодательства о конфликте интересов и предотвращении коррупции (в зависимости от категории субъекта декларирования) для решение вопроса о наличии оснований для составления протокола об административном правонарушении (статьи 172-4 и 172-5 Кодекса об административных правонарушениях).
Кроме того, актив, приобретенный в подарок с нарушением требований ст. 23 закона, может быть признан необоснованным активом в порядке гражданской конфискации в порядке, определенном ст. 290 Гражданского процессуального кодекса.
Справка
Ограничениями ст. 23 закона декларантам (список которых определен в пунктах 1, 2 части первой статьи 3 закона) запрещается непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких им лиц от юридических или физических лиц:
- в связи с осуществлением такими лицами деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления;
- если дарующий находится в подчинении такого лица.
Кроме того, требованиями ст.25 закона запрещено декларантам (перечень которых определен в пункте 1 части первой статьи 3 закона):
- заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами;
- входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной общине, и представляют) интересы государства или территориального общества в совете (наблюдательном совете)), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины, кроме случая, предусмотренного абзацем первым части второй настоящей статьи.
Ограничения совместительства не касаются определенных категорий лиц, перечень которых определен в ч. 3 ст. 25 закона (депутатов местных советов (кроме тех, которые осуществляют свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе), присяжных, помощников-консультантов народных депутатов, работников секретариатов Председателя Верховной Рады и т.п.).

.
Материалы по теме
Чиновника Минюста задержали на взятке
03.10.2025
Кто не может стать лоббистом
03.10.2025
Директор КП забыл задекларировать 12,8 млн
23.09.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!