Различие в оплате труда прокуроров, имеющих единый юридический статус, нельзя считать объективно оправданным, а потому оно является дискриминационным.
К такому выводу пришел Конституционный Суд в решении от 13.09.2023 №8-р(II)/2023, сообщает «Закон и Бизнес».
Перед Судом был поднят вопрос о конституционности абз.3 п.3 разд.II «Заключительные и переходные положения» закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о первоочередных мерах по реформе органов прокуратуры» от 19.09.2019 №113-ІХ. Согласно его предписаниям, вознаграждение прокуроров должен устанавливать Кабинет Министров своим постановлением, тогда как ранее данный вопрос регулировал закон.
КС указал, что урегулирование законом, а не подзаконным актом, вопроса вознаграждения прокуроров составляет гарантию обеспечения их независимости, делает невозможным вмешательство органов исполнительной власти в деятельность прокуратуры. Иначе это влечет несоблюдение принципа разделения властей.
В решении констатировано, что Верховная Рада ввела неодинаковое регулирование оплаты труда прокуроров, фактически поделив их на две категории: одной из которых вознаграждение выплачивается в соответствии с законом «О прокуратуре» №1697-VII; второй – подзаконного нормативного акта, а именно постановления КМУ.
Прокуратура институционально отнесена к системе правосудия. Определенные ст.1311 Конституции функции и юридический статус прокуратуры, а также установленный законом №1697-VII статус прокурора и объем гарантий его независимости составляют единую систему гарантий независимости прокуратуры как институции в целом, так и отдельного прокурора.
Следовательно, подчеркнул Суд, законодатель еще раньше создал основания для уверенности прокуроров в том, что их статус (и соответственно его неотделимые элементы), как и статус судей, защищен нормативными актами более высокого, чем подзаконного уровня.
Таким образом, одновременное действие актов права того же уровня, которые неодинаково регулируют тот же вопрос — вознаграждение прокурора — не соответствует требованию юридической определенности как составляющей правовластия.
Поэтому КС пришел к выводу, что оспоренное предписание закона №113-IX не соответствует Конституции в части:
статьи 6 (несовместимости с принципом разделения властей);
статьи 8 (в силу создания юридической неопределенности, являющейся несоблюдением принципа верховенства права/правовластия);
статьи 24 (из-за дискриминационного подхода к вопросу вознаграждения прокуроров);
статьи 41 (из-за нарушения права человека на собственность).

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!