Гарантии применяются не только по факту того, что лицо является обличителем, а при наличии связи между негативными мерами воздействия или угрозой их применения и сообщением обличителя.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд по делу №761/8294/21, информирует «Закон и Бизнес».
Истец обжаловал в суде увольнения с работы на основании п.3 ч.1 ст.40 КЗоТ. Указал, что он является должностным лицом, ответственным за реализацию антикоррупционной программы предприятия (уполномоченным). Однако его уволили без согласования с НАПК — по результатам служебного расследования предложено наложить дисциплинарное взыскание также на других лиц, но санкции применены только к нему. При этом он неоднократно сообщал руководителю о том, что является изобличителем коррупции.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении исковых требований, в том числе по тем основаниям, что предварительное согласие НАПК в данном случае не требуется.
В свою очередь, в КГС отметили, что закон «О предотвращении коррупции» гарантирует независимость уполномоченного от влияния или вмешательства в его работу, в частности, через механизм получения от НАПК согласия на увольнение, если оно происходит по инициативе руководителя. Увольнение уполномоченного без получения согласия или вопреки обоснованному отказу НАПК в его предоставлении является нарушением п.2 ч.5 ст.64 закона.
Согласно ч.1 ст.533 закона, лицо приобретает статус обличителя с момента уведомления информации о нарушении требований закона другим лицом.
В то же время, согласно ч.1 ст.534 закона, в частности, обличитель не может быть уволен с работы, подвергнут со стороны руководителя или работодателя другим негативным мерам влияния в связи с уведомлением. К отрицательным мерам также относятся формально правомерные решения и действия руководителя или работодателя избирательного характера, не применяемые к другим работникам в подобных ситуациях (абз.2 ч.1 ст.534 закона).
При этом предусмотренные ст.534 закона гарантии применяются не только по факту того, что лицо является обличителем, а при наличии связи между негативными мерами воздействия или угрозой их применения и уведомлением обличителя.
В то же время наличие такой связи презюмируется и обязанность доказывания ее отсутствия возлагается на ответчика (ч.5 ст.21 директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2019/1937 от 23.10.2019, ст.81 ГПК).
По этому делу суд первой инстанции установил, что дисциплинарное взыскание соответствующая комиссия предложила наложить на истца и других должностных лиц, однако оно применено только к нему. Поэтому, как отметил КГС, правильно удовлетворил иск, сославшись на нарушение требований абз.2 ч.1 ст.534 закона.

Материалы по теме
Чиновника Минюста задержали на взятке
03.10.2025
Кто не может стать лоббистом
03.10.2025
Как распознать вакансии от аферистов
02.10.2025
Директор КП забыл задекларировать 12,8 млн
23.09.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!