Ограничения в выезде за границу согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод являются вмешательством в частную жизнь личности. Но такое вмешательство во время военного положения предусмотрено Конституцией Украины и законами и имеет абсолютно легитимную цель.
На это в решении от 9 марта по делу № 600/2520/22 обратил внимание Кассационный административный суд, напомнили в отделе обобщения судебной практики 7ААС.
Предметом обжалования по этому делу было решение об отказе в пересечении государственной границы гражданину Украины.
В апелляционной жалобе истец просил признать противоправным и отменить решение, которым ему отказали в пересечении государственной границы, и обязать уполномоченных должностных лиц предоставить соответствующее разрешение, если во время прохождения пункта контроля не будет оснований для отказа в выезде за пределы Украины, определенных законодательством .
Для прохождения пограничного контроля истец кроме паспорта гражданина Украины для выезда за границу предоставил свой военный билет с отметкой о снятии с военного учета. При этих обстоятельствах, по мнению личности, он не относится к категориям военнообязанных, призывников, резервистов и т.д., а потому не имел ограничений по пересечению границы на выезд из Украины во время действия военного положения.
Административные суды всех инстанций отметили, что согласно ст. 64 Конституции Украины, конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных законом. В частности, во время действия военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, с указанием срока действия этих ограничений.
Правовой основой введения военного положения в Украине является Конституция Украины и Указ Президента Украины от 24 февраля 2022 г. №64/2022 О введении военного положения в Украине, утвержденный Верховной Радой Украины (ст. 2 Закона Украины «О правовом режиме военного положения»).
Пункт 3 Указа Президента от 24.02.2022 №64/2022 определяет, что в связи с введением в Украине военного положения временно, на период действия правового режима военного положения могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30 - 34 , 38, 39, 41 - 44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, необходимых для обеспечения возможности введения и осуществления мер правового режима военного положения, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона Украины "О правовом режиме военного положения".
Также Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 г. № 69/2022 «Об общей мобилизации» было постановлено объявить и провести общую мобилизацию.
Порядок пересечения государственной границы Украины определен постановлением Кабинета Министров Украины от 27 января 1995 г. № 57 «Об утверждении Правил пересечения государственной границы гражданами Украины».
Согласно п.2, п.21 Постановления № 57 в случаях, определенных законодательством, в частности, в случае введения на территории Украины чрезвычайного или военного положения для прохождения пункта контроля граждане, кроме паспортных документов, должны иметь также дополнительные документы, подтверждающие право на пересечение государственной границы во время действия военного или чрезвычайного положения.
Документами, удостоверяющими факт снятия лица с военного учета, является военный билет или временное удостоверение военнообязанного со специальной отметкой. В то же время суды отмечают, что военный билет с отметкой о снятии с учета свидетельствует только о военном учете лица и не является документом, позволяющим истцу пересекать государственную границу во время действия военного положения.
Поскольку на пункте паспортного контроля истец не предоставил дополнительных документов, подтверждающих его право на пересечение государственной границы, Верховный Суд согласился с выводом судов предыдущих инстанций: в спорных правоотношениях истец не имел правовых оснований для выезда за границу в период введения и военного военного действия. состояния на территории Украины.
Следовательно, такое вмешательство в частную жизнь личности в этом случае прямо предусмотрено законом и абсолютно легитимно, поэтому баланс между публичным интересом общества и частным интересом заявителя был соблюден.
.
Материалы по теме


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!