Интерес государства охватывает общественные интересы. Поэтому прокурор может защищать и общественные интересы, в частности, общин по тем же основаниям, что и интересы государства.
На это обратил внимание Кассационный административный суд, пересматривая решение по делу №240/401/19, информирует «Закон и Бизнес».
Прокурор обратился в суд с иском в интересах государства к Государственной службе геологии и недр, Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, Житомирскому областному совету, считая, что из-за противоправных действий и решений этих органов были нарушены интересы государства в сфере соблюдения установленной процедуры предоставления специального разрешения на пользование недрами.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Суд апелляционной инстанции, оставляя без рассмотрения иск, пришел к выводу, что Кабинет министров и Государственная регуляторная служба компетентными и уполномоченными органами, имеющих предусмотренное действующим законодательством право на обращение в суд с иском о применении мер реагирования в сфере государственного контроля за законностью процедуры получения недр в использование. При этом суд учел правовую позицию ВС, сформулированную, в частности, в постановлении по делу №240/4936/18.
В свою очередь, КАС решил отступить от вывода, изложенного в упомянутом постановлении. Он отметил, что КМУ и Государственная регуляторная служба уполномочены обращаться в суд при условии, что это необходимо для реализации возложенных на них полномочий, и в случае, если такое право прямо определено законом.
Специальным законом, регулирующим горные отношения, является Кодекс о недрах. Однако им не предусмотрено право КМУ, Государственной регуляторной службы или иного органа обращаться с иском в суд с целью обжалования решений, действий или бездействия государственных органов в правоотношениях, возникающих в рамках процедуры предоставления специального разрешения на недр.
Поэтому КАС пришел к выводу, что хотя в Конституции речь не идет о защите прокурором интересов общества, интерес государства является, прежде всего, интересом большинства членов общества, которому оно служит.
Он указал, что положения ст.53 КАС в системной связи с положениями ст.23 закона «О прокуратуре» необходимо понимать таким образом.
Прокурор, обращаясь в суд с целью защиты интересов государства, охватывающих и интересы определенной территориальной общины, фактически действует в интересах государства; поскольку отсутствуют четкие критерии определения понятия «интересы государства», которое является оценочным, суды при рассмотрении каждого конкретного дела должны устанавливать наличие/отсутствие интересов государства и необходимость их защиты в судебном порядке.
Прокурор имеет право самостоятельно обращаться в административный суд с иском в случае отсутствия органа, имеющего полномочия на обращение с таким же иском; предусмотренное законами общее полномочие государственного органа на обращение в суд или возможность быть истцом или ответчиком по делу (например, как у Кабинета Министров), не свидетельствует о праве такого органа на обращение с административным иском в конкретных правоотношениях, поскольку законом должно быть прямо определено, в каких случаях и какой орган может/ должен обратиться в суд.
Если административные суды приходят к выводу об отсутствии у прокурора права на обращение с иском в интересах государства из основания наличия органа, имеющего полномочия на обращение с таким иском, суды должны четко указать, к компетенции какого именно органа отнесены такие полномочия и каким законом это право предусмотрено .
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!