«Опираясь на собственный опыт, могу заверить: нет безнадежных дел»
Многолетний опыт и удачная правоприменительная практика — лучшие рекомендации для юриста. Валентин ГВОЗДИЙ — адвокат, который практикует уже более 13 лет. В интервью нашему изданию он рассказал о факторах, которые являются залогом успеха настоящего юриста, и о том, сколько должен стоить последний. Также наш собеседник поделился мыслями относительно стандартов правовых услуг, последствий адвокатской реформы и прогнозов развития рынка юридических услуг в недалеком будущем.
«Делается все, чтобы украинская адвокатура была сильной, современной, конкурентной и развитой институцией»
— Валентин Анатольевич, закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» действует уже более чем полгода. Если проанализировать последствия реформы, то что, с вашей точки зрения, изменилось к лучшему, а с чем в настоящее время возникают трудности?
— Огромным плюсом я бы назвал создание Национальной ассоциации адвокатов и принятие документов, регламентирующих работу органов адвокатского самоуправления. Несмотря на эмоции и публичный ажиотаж вокруг этих процессов, съезд адвокатов Украины состоялся, идет нормальная работа.
Стоит сказать, что закон об адвокатуре вообще принимался для того, чтобы произошли позитивные изменения. И сегодня вновь созданная ассоциация пытается все делать для того, чтобы его положения были максимально реализованы, увеличилась независимость адвокатуры, в том числе была обеспечена защита от незаконного вмешательства в ее деятельность.
Конечно, на нашем пути много препятствий. В частности, из-за значительного количества надуманных судебных процессов, которые сегодня отвлекают представителей органов адвокатского самоуправления от работы, реализация многих обязанностей и намеченных планов несколько задерживается. Для того чтобы сегодня НААУ нормально работала, реализовывала положения закона, внедряла прогрессивные нововведения, необходимо, чтобы ее секретариат функционировал должным образом — качественно и полноценно. А он на данный момент лишь формируется, поскольку ассоциация пока не имеет надлежащего финансирования, которое необходимо для реализации возложенных на нее задач. Однако, как бы там ни было, все эти трудности временные и в ближайшее время будут преодолены.
Сегодня в нормальном режиме осуществляет деятельность Совет адвокатов Украины, готовятся необходимые документы, внедряются новые технологии, которые впоследствии станут доступны для всех адвокатов. Например, такие, с помощью которых совершенствуется работа Единого реестра адвокатов Украины. Ведется работа с налоговой службой, чтобы найти единые подходы и решить проблемы, мешающие адвокатам осуществлять свою деятельность. Делается все, чтобы украинская адвокатура была сильной, современной, конкурентной и развитой институцией.
— Чего вы ожидаете от рынка юридических услуг, скажем, в следующие 2 года? Какие виды практики будут востребованны, а какие перестанут быть актуальными?
— В ближайшее время не стоит ожидать кардинальных изменений ситуации, бума проектов и больших клиентских бюджетов. Стабильно будет загружена судебная практика. Бизнес нуждается в поддержке в делах относительно претензий и штрафных санкций со стороны регулирующих и фискальных органов. Сопровождение судебных дел о неплатежеспособности или реструктуризации долговых обязательств также не потеряет актуальности. На рынке M&A сложно ожидать масштабных проектов, иностранные инвесторы проявляют осторожность, зато и в дальнейшем можно ожидать заключения отдельных соглашений между крупными национальными бизнес-структурами.
Рынок земли и агросектор (со смежными вопросами сельскохозяйственной инфраструктуры и альтернативной энергетики) способны будут генерировать работу для юристов. И ее объем увеличится, как только земли сельхозназначения выйдут из-под моратория и станут объектом реального интереса и инвестиций иностранного капитала. Принятие нового УПК открывает значительные возможности для расширения практики в области уголовного права. Особенно востребованными будут услуги адвокатов в случае рассмотрения дел относительно правонарушений в сфере хозяйственной деятельности и должностных преступлений. А наше изменчивое законодательство в сфере налогообложения, валютного регулирования и ценных бумаг сделает востребованными консультации юристов по этим вопросам, адресованные национальному и зарубежному бизнесу в Украине. Подводя итог, могу сказать, что активным, гибким, компетентным адвокатам и хорошим юристам работы, как всегда, хватит.
«То, что люди начинали правозащитную деятельность, ни одного дня не стажируясь, было катастрофой»
— Ведете ли вы дела на основе pro bono?
— Принципом работы нашей фирмы является такое разделение труда юристов, когда 5% их времени выделяется на работу над проектами на основе pro bono. Преимущественно это дела, касающиеся помощи благотворительным и общественным организациям, малообеспеченным гражданам, одиноким матерям и инвалидам.
— К вам коллеги обращаются за профессиональными советами? Как по-вашему, опытные юристы должны делиться опытом на бесплатной основе?
— Убежден: опытные юристы не только должны, но и обязаны давать советы и делиться опытом с коллегами, придерживаясь принципа наставничества. Поэтому введение новым законом об адвокатуре института стажировки является чрезвычайно положительным изменением. То, что у нас люди становились адвокатами и начинали правозащитную деятельность, ни одного дня не стажируясь, было просто катастрофой и привело к печальным последствиям. Институт стажировки существовал на всех этапах развития адвокатуры, в частности и во времена Советского Союза, что однозначно способствовало контролю качества работы адвокатов и поддерживало надлежащий уровень знаний и подготовки адвокатского корпуса в целом.
Даже самый умный выпускник института или университета не может сразу согласованно работать в команде юридической или адвокатской фирмы. Ему необходимо осознать свое место, кто он, какие конкретно задания способен выполнять. И главное — молодому юристу нужно приобрести практические знания и навыки. Конечно, без хорошей теоретической базы настоящим специалистом стать невозможно, однако только опытный наставник научит его правильно понимать суть адвокатской практики и должным образом ее осуществлять.
— Удавалось ли вам выигрывать дела, которые, на первый взгляд, казались безнадежными, беретесь ли вы за такие?
— По собственному опыту могу сказать: как бы банально это ни звучало, нет безнадежных дел. Могут открыться новые обстоятельства, стать известны дополнительные детали и нюансы, которые в корне меняют ситуацию и прогнозы относительно решения дела в пользу той или иной стороны.
Очень важны в этом контексте также профессионализм и мастерство адвоката, его аналитические умения, опыт, настойчивость и внимательность. Просто есть юристы, которые из-за нежелания настойчиво работать называют дело проигрышным и опускают руки. Мы же, напротив, всегда ищем пути преодоления препятствий и, должен сказать, в подавляющем большинстве случаев находим.
«Отношения между клиентом и юристом невозможно загнать в какие-то рамки, определить конкретными понятиями и стандартизировать»
— Прослеживаете ли вы дальнейшую судьбу клиентов, проекты относительно которых уже завершены? Как обеспечить длительное сотрудничество с клиентами?
— Мудрость и гибкость юридической фирмы в работе с клиентами, выработка индивидуальных подходов к их проблемам — вот что главным образом определяет длительность сотрудничества. Мы всегда пытаемся строить доверительные и направленные на перспективу отношения с клиентами. На основе собственного опыта можем утверждать, что длительные отношения внешних юридических советников с клиентами предопределяются гибкостью ценовой политики, ориентацией на потребности бизнеса клиента, глубоким пониманием его сектора или индустрии и быстрой мобилизацией юридической команды для овладения новыми профессиональными и экономическими знаниями, которых может потребовать деятельность клиента.
Однако едва ли не самыми важными факторами остаются желание слушать и слышать клиента, учитывать его опыт и мнение в своей работе, а также умение применять проактивный подход к оценке рисков бизнеса клиента в новых условиях и нарабатывать быстрые практические решения. Это касается как текущих дел, так и тех, работа над которыми уже завершена. Мы анализируем дело клиента сквозь призму влияния тех или иных экономических и юридических факторов на его индустрию, инициируем мероприятия по уменьшению последствий экономической нестабильности. Такие шаги, безусловно, бизнес оценивает положительно, и это способствует усилению нашего сотрудничества.
— Когда речь заходит о гонорарах, как правило, начинается самое интересное. Исходя из вашей практики, можете ли подтвердить мнение о том, что диалоги с клиентами относительно цен на юридические услуги требуют значительных психологических усилий и соответствующей аргументации? Если клиент колеблется (допустим, аналогичная услуга у конкурента на порядок дешевле), каким образом вы склоняете его на свою сторону, как выстраиваете диалог с ним?
— Почему клиент выбирает того или иного юриста, особенно когда речь идет о специалистах, работающих в одном ценовом сегменте? Этот вопрос очень индивидуален. Отношения между клиентом и юристом невозможно загнать в какие-то рамки, определить конкретными понятиями и стандартизировать. В каждом конкретном случае имеют значение личная симпатия, набор качеств, импонирующих именно вам, или наличие определенных черт характера, которые для вас являются решающими. Кому-то прекрасно подходит один адвокат, но другого тот же адвокат абсолютно не устраивает. И это происходит ввиду разных обстоятельств, человеческого фактора, психотипа личности и т.п.
Безусловно, клиент прежде всего учитывает профессионализм, но, как показывает опыт, важнейшее значение имеет не только это, поскольку презюмируется, что все адвокаты — профессионалы. Конечно же, когда проводим встречи, мы заинтересованы в сотрудничестве и пытаемся максимально донести до клиента, почему ему стоит обратиться за правовой помощью именно к нам, что мы можем делать, как это делаем, почему у нас самые лучшие сотрудники, каким образом обеспечиваем то, чтобы они были самыми лучшими.
Понятно, что нужно быть конкурентоспособным. Но в том-то и соль, что каждая деталь имеет значение, каждый нюанс. Как вы позвонили, как быстро ответили, как быстро выполнили задание, как приняли, когда к вам пришли, как поговорили — все это имеет значение. Иногда бывают клиенты, которые говорят: «Мы обошли 6 юридических фирм, прежде чем к вам пришли. Там с нами вот так поговорили, там — вот так приняли, там — даже партнер не вышел, а там — еще что-то». Выбор советника всегда индивидуален. Главное, что является безусловным, — нужно обеспечивать общее качество работы фирмы и квалифицированно работать.
«Цена ошибки юриста иногда может быть фатальной»
— Согласны ли вы с утверждением, что за невысокой ценой на правовые услуги, как правило, скрываются профессиональные недостатки юриста? Сколько должен стоить хороший юрист?
— Хороший юрист должен стоить столько, сколько стоят хорошие юристы на территории, где он осуществляет свою деятельность. Этот вопрос регулируется рынком. Наши услуги имеют рыночную стоимость, здесь действует здоровая конкуренция.
Конечно, цена на услуги может быть как высокой, так и умеренной. Это зависит от вида услуги и от того, кто ее предоставляет. Ведь есть дела сложные, где требуется работа профессионалов высокого уровня. Их услуги стоят дороже и часто даже очень дорого. Так что все относительно. Однако я согласен, что низкая цена на услуги, скорее всего, свидетельствует об их сомнительном качестве, потому что понятия «цена» и «качество» неразрывно связаны.
— Существуют ли, с вашей точки зрения, какие-то стандарты качества юридических услуг? Какова цена ошибки юриста?
— Конечно, стандарты существуют, и они являются мировыми. Например, когда мы ездим по делам клиентов за границу, общаемся с коллегами, сразу видим, соблюдает та или иная фирма такие стандарты или нет. Все имеет значение: как тебя встретил секретарь, как с тобой ведут переписку, как составлен договор о предоставлении правовой помощи, как готовятся документы. Речь идет не только об их содержании, но и о скорости выполнения, форме, оформлении.
Также очень большое значение имеет результативность работы фирмы. Нужно не только уметь делать умный вид и писать много умных вещей, но и думать о том, что клиент платит не за процесс, а за результат, ради которого обратился к юристу.
Цена ошибки юриста иногда может быть фатальной. И это даже не всегда цена самого дела, потому что дело — это дело, а за ним всегда стоят люди. Поэтому я считаю, что юристы не имеют права на ошибку, так же как, скажем, врачи.
«Юристы — это каста людей, которые могут делать то, чего не могут делать другие»
— Что является залогом успеха настоящего юриста и какими чертами он должен обладать?
— Думаю, что юрист должен быть в первую очередь очень внимательным, работать системно и аккуратно. А еще уметь логично мыслить и правильно выстраивать позицию. Безусловно, юрист должен уметь хорошо говорить и доносить свою мысль до собеседника. Кроме того, важной чертой юриста является умение сохранять спокойствие, но при этом быть активным, живым. Ведь это необходимо для того, чтобы защищать интересы клиента, который прежде всего ожидает действий. Почему клиенты обращаются к юристам? Потому что это каста людей, которые могут делать то, чего не могут делать другие. Мы не являемся какими-то уникальными. Например, хирурги тоже могут делать то, чего мы с вами делать не можем. Но в том-то и состоит ценность настоящих специалистов — им платят большие деньги за то, что они владеют знаниями, умениями и навыками, которых нет у подавляющего большинства людей.
У юриста, обладающего перечисленными качествами, есть все шансы стать успешным, обеспеченным человеком. И я сейчас не говорю о партнерах в юридическом бизнесе, речь идет обо всех наших коллегах, которые ежедневно трудятся для клиента и выполняют большие объемы работы.
— И напоследок. Какими будут ваши пожелания читателям «ЗиБ»?
— Желаю всем оптимизма, хорошего настроения и успехов в делах!
Материалы по теме
Благодаря независимости адвокатура доказала свою готовность к испытаниям, - председатель НААУ
10.09.2024
Украинские адвокаты избраны в правление EYBA
28.06.2024
Почему унижение судей не способствует качеству правосудия и как это исправить, объяснил адвокат
20.06.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!