В случае обжалования нормативно-правового акта срок такого обжалования будет измеряться всем временем в силу этого документа.
Об этом говорится в постановлении КАС ВС № 826/27282/15, передает «Закон и Бизнес».
Общественная организация «Владельцы малых архитектурных форм (киосков) в метрополитене» обжаловала в кассационном порядке решения судов первой и апелляционной инстанций, которые оставили без рассмотрения ее иск в связи с пропуском срока обращения в суд.
В иске к Министерству юстиции Украины, Министерства инфраструктуры Украины ОО просила признать противоправными Правила пожарной безопасности в метрополитенах, утвержденные приказом Министерства инфраструктуры Украины от 20 июня 2012 г. № 335, зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 9 июля 2012 г. под № 1128/21440, в части абз. 14 п. 2.19 и обязать совершить определенные действия.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что истец должен был узнать о нарушении спорным нормативно-правовым актом прав, свобод или интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, поскольку Правила были опубликованы в июле 2012 года, а ОО подала исковое заявление после того, как прошло три года. В ч. 2 ст. 99 КАС Украины (в редакции до 15 декабря 2017 года) для обращения в административный суд устанавливался шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчислялся со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда отменил решение судов предыдущих инстанций и направил дело на новое рассмотрение, таким образом удовлетворив кассационную жалобу истца частично, учитывая следующее.
Суд, учитывая сущность и признаки нормативно-правового акта, указал, что действие нормативно-правового акта является постоянным длительное время и не ограничивается его разовым применением.
Факт нарушения прав, свобод или интересов, в случае действия действующего нормативно-правового акта, может иметь длящийся характер. Поскольку действующий нормативно-правовой акт может обусловливать продолжающееся нарушение субъективных прав, свобод или интересов, то, соответственно, срок обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица следует рассчитывать от всего времени действия (продолжительности действия) нормативно-правового акта .
Итак, вычисляя срок обращения в административный суд с иском об обжаловании нормативно-правового акта, необходимо принимать во внимание его многократное применение и продолжающуюеся действие (длительная сила) действительность факта нахождения субъекта в отношениях, регулируемых нормативно-правовым актом; дату факта нарушения прав, свобод, интересов, то есть когда именно лицо (истец) узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов; или действует ли нормативно-правовой акт, которым нарушены права, свободы, интересы лица (истца), находится ли лицо (истец) в правоотношениях, регулируемых нормативно-правовым актом и который обжалуется в административном суде; когда вступило лицо (истец) в правоотношения, регулируемые нормативно-правовым актом, и когда из них выбыло.
При условии нахождения лица (истца) в правоотношениях, регулируемых нормативно-правовым актом и который обжалуется в административном суде, срок обращения в административный суд с иском не может ограничиваться шестью месяцами, предусмотренными ч. 2 ст. 99 КАС Украины. В случае обжалования нормативно-правового акта срок такого обжалования будет измеряться всем тем временем в силу этого нормативно-правового акта.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!