Контролируемые иностранные компании: к чему готовиться бизнесу
В октябре этого года был обнародован законопроект предусматривающий внедрение правил BEPS в Налоговый кодекс. Для целей прогнозирования дальнейших направлений развития бизнеса стоит проанализировать его основные положения уже сейчас.
Законодательный хил-кик
В последние годы, в рамках борьбы с применением низконалоговых юрисдикций происходит активное развитие международного сотрудничества в сфере обмена налоговой информацией. Основным инициатором внедрения транспарентности, на стороне государств с высоким уровнем налогообложения, выступает Организация экономического сотрудничества и развития.
В связи с этим нам на пути к глобальному тренду — деофшоризации – необходимо выполнить ряд шагов. Первым из них является борьба с конфиденциальностью владения, т.е. раскрытие бенефициаров. Следующим, не менее важным шагом, является обмен налоговой информацией в автоматическом режиме и отказ от обмена «по запросу», как предусмотрено двусторонними соглашениями. Однако одним из наиболее важных и сложных — является внедрение в местные законодательные акты правил о контролируемых иностранных компаниях.
Украина подала заявку на вступление в BEPS-ассоциацию с 1 января 2017 года, чем подтвердила готовность бороться с агрессивным налоговым планированием и защищать свои налоговые поступления. Указом Президента «О мерах противодействия уменьшению налоговой базы и перемещению прибыли за границу» №180/2016, была создана рабочая группа по подготовке законодательной базы и, в частности, введены правила о контролируемых иностранных компаниях. Однако пока режим налогообложения КИК в Украине не внедрен, а соответствующие законодательные инициативы в Верховную Раду не внесены.
В октябре этого года был обнародован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения». Несмотря на то, что на данный момент законопроект не зарегистрирован, для целей прогнозирования дальнейших направлений развития бизнеса стоит проанализировать его основные положения уже сейчас. Он предусматривает внесение довольно большого количества изменений в Налоговый кодекс Украины, которые, среди прочего, касаются трансфертного ценообразования, а также внедряют правила КИК.
Контроль и возмущение
Суть правил КИК состоит в налогообложении скорректированной прибыли иностранных компаний на уровне украинских налоговых резидентов — физических лиц — контролирующих лиц. Контролирующими лицами считаются физические лица-резиденты Украины, являющиеся бенефициарными собственниками КИК в значении, предусмотренном Законом «О предупреждении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
То есть КИК будет рассматриваться как находящаяся под контролем физического лица-резидента Украины компания, если такое лицо прямо или косвенно владеет 50% и более от капитала компании. А также, если налогоплательщик прямо или косвенно владеет 25% и более от капитала компании при условии, что несколько физических лиц-резидентов Украины владеют капиталом данной компании и им суммарно принадлежит более 50% от него, а также самостоятельно или совместно с другими резидентами Украины осуществляет фактический контроль над таким иностранным юридическим лицом.
Необходимо отметить, что иностранное объединение без статуса юридического лица, в том числе партнерства, а также другие учреждения и организации, созданные на основании правовых действий или закона иностранного государства (территории), аналогично попадают под определение КИК. Соответственно, при определении доли владения физического лица-резидента Украины будет учитываться не только сумма долей, которая напрямую или косвенно через иные лица принадлежит физическому лицу, но и сумма долей, принадлежащая любым связанным лицам, включая косвенную связь.
В фондах, трастах и других структурах без образования юридического лица контролирующим лицом по умолчанию будет признан учредитель. Вместе с этим, если он не осуществляет фактического контроля и не оставил за собой прав на получение и распоряжение прибылью и имуществом структуры, включая возврат имущества, что входит в данную структуру в случае ее ликвидации, то он может и не быть признан контролирующим лицом. В некоторых случаях контролирующими лицами могут быть признаны конечные бенефициары структуры, если такие контролирующие лица осуществляют над ней контроль.
Под фактическим контролем подразумевается, в том числе, осуществление операций по банковским счетам юридического лица, а также возможность блокировки осуществления операций, ведение переговоров с целью заключения договоров, согласование существенных условий данных договоров, которые в дальнейшем формально утверждаются органами управления такого юридического лица. Необходимо отметить, что должностные лица, аудиторы, бухгалтера, юристы, действующие в интересах иностранного юридического лица, не будут считаться лицами, осуществляющими фактический контроль над юридическим лицом.
Эффективная ставка
Прибыль следующих КИК не будет включена в базу украинского контролирующего лица, а соответственно, не будет подлежать налогообложению в случае, если: между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) КИК заключен действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией, и указанная иностранная юрисдикция не входит в перечень низконалоговых государств (территорий), утвержденный Кабинетом министров Украины.
А также, если выполняется любое из следующих условий: КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке, не менее ставки налога на прибыль предприятий в Украине или меньше такой ставки не более, чем на пять процентных пунктов, либо доля пассивных доходов КИК составляет не более 50% от общей суммы доходов КИК из всех источников.
Финансовый нокдаун
Скорректированной прибылью КИК является ее прибыль до налогообложения, исходя из данных неконсолидированной финансовой отчетности компании, составленной за отчетный календарный год. Рассчитанная часть прибыли контролируемой иностранной компании включается в состав общего годового налогооблагаемого дохода контролирующего лица, включается в годовую налоговую декларацию и облагается НДФЛ по ставке 18%.
Если законодательством иностранной юрисдикции не предусмотрена обязанность составления финансовой отчетности, контролирующее лицо должно обеспечить составление финансовой отчетности КИК согласно международным стандартам финансовой отчетности. Кроме того, по требованию украинского регулятора финансовая отчетность КИК должна быть подтверждена письменным заключением аудиторской компании, имеющей право на осуществление такой деятельности в соответствующей иностранной юрисдикции.
Также необходимо акцентировать, что при расчете скорректированной прибыли КИК учитываются некоторые особенности — в частности, отдельно определяется финансовый результат от операций отчуждения ценных бумаг. Также при расчете не учитываются суммы уценки инструментов собственного капитала, переквалифицированные в финансовые обязательства, потери от инвестиций в ассоциированные, дочерние и совместные предприятия, а также не учитываются суммы переоценки ценных бумаг.
Если скорректированная прибыль КИК убыточна (имеет отрицательное значение), такой убыток не уменьшает прибыль к налогообложению по другим КИК, однако, он может быть учтен в уменьшение прибыли до налогообложения этой же иностранной компании в будущих периодах.
Административный груз
С внедрением правил КИК налогоплательщики будут обязаны предоставлять ряд уведомлений налоговым органам. Предусмотрена отдельная отчетность по КИК, которая подается одновременно с декларацией НДФЛ в электронном виде. Одновременно с налоговой отчетностью в обязательном порядке подается финансовая отчетность по каждой КИК. Кроме того, налоговым органам предоставляются уведомления о приобретении доли в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, о начале осуществления фактического контроля над иностранным юридическим лицом, а так же уведомления об отчуждении доли в КИК.
При этом в течении 30 дней со дня приобретения, установления фактического контроля над КИК или отчуждения доли необходимо уведомить налоговую.
В отчете налогоплательщика будут отображаться сведения о каждой КИК, размер его доли, данные о структурах без образования юридического лица, информация об осуществлении контролирующим лицом фактического контроля по состоянию на последний день отчетного года.
Кроме того, вместе с отчетом о КИК в обязательном порядке будут подаваться заверенные копии финансовой отчетности, подтверждающие размер прибыли за отчетный год. При этом, учитывая, что в некоторых иностранных юрисдикциях установлены более поздние сроки для подачи финансовой отчетности для компаний, чем в Украине, то копии финансовой отчетности будут подаваться вместе с декларацией о доходах физических лиц на следующий отчетный период.
Таким образом, при подаче всей указанной информации в отчете в КИК контролирующие органы будут владеть полной картиной относительно КИК и ее бизнеса и, соответственно, будут иметь возможность включить всю полученную КИК прибыль в базу украинского контролирующего лица (если к такой КИК не применяются установленные исключения).
Отсчет арбитра
Налоговые органы будут наделены полномочиями направлять запросы налогоплательщикам с целью получения дополнительных разъяснений по КИК при наличии информации, что налогоплательщик является контролирующим лицом КИК, но не подал отчет о КИК и/или сведения в отчете КИК не соответствуют действительности либо ошибочны. После получения соответствующего запроса налогоплательщику дается два месяца на предоставление разъяснений с подкреплением заверенных копий подтверждающих документов.
При этом любой контролирующий орган, включая банки или финансовые учреждения, будет наделен полномочиями уведомлять налоговую о выявлении фактов, свидетельствующих о владении физическим лицом-резидентом Украины доли в иностранной компании. Такое уведомление будет отправляться в течение пяти рабочих дней с даты установления соответствующего факта по электронной почте. После внедрения автоматического обмена информацией (CRS) в Украине получение данных от иностранных банков или финансовых учреждений станет беспроблемным.
Следует отметить, что планируется ввести два основания для проведения налоговой проверки контролирующего лица по операциям КИК: получение налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик не подал отчет о КИК или же подал его с нарушениями требований и налогоплательщик не предоставил ответ на запрос от налоговых органов по КИК.
Длительность проверки налогоплательщика не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о ее проведении, а также запрещается проведение более одной проверки контролирующего лица на протяжении двух календарных лет.
В рамках проведения проверки налоговые органы наделяются полномочиями направлять запросы также лицам, являющимся стороной операций с иностранной компанией или участниками такой иностранной компании. Кроме того, фискалы смогут проводить опрос должностных лиц или иных сотрудников иностранного юридического лица и/или связанных с ним лиц. В таком случае на налогоплательщика будет возложено обязательство обеспечения возможности проведения опроса соответствующих должностных лиц или сотрудников. В результате будет оформлен акт (справка) о результате проверки, в случае несогласия с которым налогоплательщик сможет подать свои возражения в течении 30 дней с момента получения акта.
Штрафные баллы
Следует отметить, что законопроектом устанавливаются довольно серьезные меры наказания по сравнению со штрафами, предусмотренными за большинство нарушений норм Налогового кодекса. В случае неподачи или несвоевременной отчетности по КИК предусматривается наложение штрафа в размере 1000 минимумов заработной платы, установленной на 1 января отчетного года за каждый факт нарушения (по состоянию на январь 2019 года — 4173000 грн.).
Не отображение контролирующим лицом в отчетности КИК операций, а также информации о существующих иностранных компаниях влечет за собой наложение штрафа в размере 3% от суммы операций КИК или 25% от скорректированной прибыли КИК за соответствующий год, не указанных в отчете. Теперь ответственность также будет наступать в случае не уведомления контролирующих лиц о приобретении/отчуждении доли в иностранном юридическом лице. За такое нарушение предусматривается штраф в размере 500 минимумов заработной платы (по состоянию на январь 2019 года — 2086500 грн.)
Необходимо помнить, что оплата штрафных санкций не освобождает контролирующих лиц от подачи требуемой информации государственным органам. К тому же несоблюдение правил деофшоризации, включая не внедрение правил КИК, может повлечь за собой риски внесения Украины в «черный список» юрисдикций для ведения бизнеса.
Особа, яка придбала або продала свою частку в КІК, має лише 30 днів, аби повідомити про це українських фіскалів.
Материалы по теме
НБУ снизил учетную ставку до 14,5%
14.03.2024
Государственный долг Украины превысил 5 трлн
28.12.2023
НБУ озвучил прогнозы по инфляции в 2024 году
28.11.2023
Нацбанк снизил учетную ставку до 20%
14.09.2023
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!