Еще до одобрения концепции внесения изменений в Основной Закон последний хотят подкорректировать. И все — ради Европы
Конституционная ассамблея поддержала проект о внесении изменений в Основной Закон, которым предлагается расширить полномочия Счетной палаты. Как говорят в Правительстве, это нужно для интеграции Украины в евро-структуры и обеспечения действенного парламентского контроля за выполнением госбюджета.
Совет от европейцев
Уже 17 лет наше государство является членом Совета Европы. Однако за это время ему не удалось выполнить все свои обязательства перед этой международной организацией. «Без реформирования Конституции невозможно провести необходимые для Украины реформы, чтобы выполнить обязательства», — говорится в резолюции Парламентской ассамблеи СЕ «Функционирование демократических институций в Украине» от 26.01.2012.
В документе также акцентируется внимание на том, что украинская власть должна инициировать «всесторонний процесс конституционной реформы, не откладывая его до проведения новых парламентских выборов». И правящая верхушка прислушалась к советам — указом Президента от 17.05.2012 создана Конституционная ассамблея как специальный вспомогательный орган при главе государства. Основная цель ее деятельности — подготовка проектов о внесении изменений в Основной Закон.
20 июня состоялось первое заседание спец-органа. Участвовавшие в нем заверили: модернизация акта высшей юридической силы усилит все остальные начатые в государстве реформы и выведет их на качественно новый уровень. «Мы будем действовать таким способом: до конца этого года сформулируем концепцию конституционных изменений, начиная с 2013 г. и весь 2013й будем работать над текстом изменений, выносить его на обсуждение с экспертами на украинском и международном уровне, а в конце 2013го и не позже начала 2014 г. подадим проект закона о внесении изменений в Конституцию Президенту», — сообщил председатель ассамблеи Леонид Кравчук.
Правительственная «весточка»
Через 3 месяца, 21 сентября, члены этого органа опять встретились на пленарном заседании. В этот раз высоких гостей не было, да и не все конституционные реформаторы досидели до конца заседания. Но о конце — немного погодя, сначала — о начале собрания.
А началось все с дискуссии о включении в повестку дня провокационного вопроса. Совещательный орган, кроме вопросов относительно регламента ассамблеи, плана ее работы, обсуждения проблем усовершенствования основ конституционного строя, реформирования местного самоуправления и территориальной власти, должен был рассмотреть предложения о внесении изменений в ст.98 Основного Закона.
Л.Кравчук сообщил о письме от Первого вице-премьер-министра Валерия Хорошковского. «Посылаем на рассмотрение Конституционной ассамблеи предложение о внесении изменений в ст.98 Конституции с целью его включения в проект о внесении изменений в Конституцию», — говорится в письме.
Как известно, Правительство не является субъектом права подачи в ВР проектов о внесении изменений в Основной Закон. Что же не устраивает Кабмин в содержании этой статьи? В соответствии со ст.98 Счетная палата осуществляет контроль за использованием средств госбюджета от имени Верховной Рады. В то же время Бюджетный кодекс предусматривает необходимость осуществления соответствующими органами исполнительной власти контроля за соблюдением законодательства на всех стадиях бюджетного процесса, в том числе и за поступлением средств в казначейство. Единственный независимый орган, который бы осуществлял контроль за поступлением средств в бюджет, законами не предусмотрен.
«В связи с этим и с целью европейской интеграции возникает неотложная потребность во внесении изменений в ст.98 Конституции в части возложения на Счетную палату полномочий относительно осуществления ею контроля не только за использованием средств, но и за их поступлением», — отмечается в правительственной «весточке».
То есть, в сущности, Счетной палате хотят вернуть полномочия, которые были у нее в период с 1 января 2006 по 30 сентября 2010 г. Напомним: в 1996м в Конституции записали, что Счетная палата осуществляет контроль за использованием средств госбюджета. Восьмого декабря 2004 г. парламент принял так называемый закон о политреформе №2222IV, которым был изменен акт высшей юридической силы. С 1 января 2006го Счетная палата стала органом, который контролировал не только использование средств госбюджета, но и их поступление. Ситуация изменилась 30 сентября 2010 г. — Конституционный Суд признал акт №2222IV не отвечающим Основному Закону в связи с нарушением процедуры рассмотрения и принятия.
Провокационный вопрос
Член ассамблеи Виктор Мусияка назвал внесение в повестку дня вопроса относительно изменения ст.98 Конституции провокацией. Он заметил, что сначала ассамблея должна подготовить и одобрить концепцию внесения изменений в Основной Закон, а затем на основании данного документа готовить законопроекты. Его поддержали некоторые участники заседания. Они согласились с тем, что, не имея единого документа — концепции, не проведя анализ практики реализации Конституции, нельзя рекомендовать вносить какиелибо изменения. Некоторые отмечали, что сначала нужно определить роль и статус Счетной палаты, ее место в системе власти. Другие считали, что после проведения детального «конституционного исследования» именно ассамблея должна готовить соответствующие законопроекты.
Л.Кравчук и секретарь ассамблеи Марина Ставнийчук не согласились с мнением В.Мусияки. Так, Л.Кравчук отметил, что не нужно во всем искать провокации. А внесение изменений в Конституцию, касающихся полномочий Счетной палаты, — актуально. В свою очередь М.Ставнийчук подчеркнула: ассамблея не выходит за пределы своих полномочий.
Почему же возникла необходимость в том, чтобы уважаемое собрание немедленно поддержало разработанный Кабмином законопроект и рекомендовало Президенту внести его в парламент? И что кроется за фразой из письма В.Хорошковского «с целью интеграции Украины в европейские структуры»?
Миллионы от ЕС
Ситуацию прояснил член ассамблеи Андрей Ермолаев. По его словам, довольно долго решение этого вопроса было условием Европейского Союза для завершения переговоров о предоставлении Украине макрофинансовой помощи. А.Ермолаев отметил, что Еврокомиссия подчеркивала: такой шаг необходим в контексте реформирования национальной системы государственных финансов как предпосылки для разблокирования средств секторной бюджетной поддержки ЕС Украине (€167 млн в 2012 г.), а также заключения новых соответствующих соглашений. То есть все дело в европейских деньгах. А еще такое желание как можно быстрее получить благословение ассамблеи было вызвано тем, что 24 сентября В.Хорошковский планировал поездку в Брюссель.
После двухчасовой дискуссии ассамблея большинством голосов все-таки поддержала правительственное предложение относительно необходимости внести изменения в Конституцию. А уже 24 сентября пресс-служба Первого вице-премьера распространила сообщение: Украина смогла продвинуться вперед по ряду направлений практического сотрудничества с Евросоюзом. В сообщении приведены слова В.Хорошковского: «Мы вышли на финишную прямую в вопросе выполнения законодательной фазы Плана действий относительно введения безвизового режима с ЕС».
Также, как заверил Первый вице-премьер-министр, Правительство приняло Концепцию реформирования системы управления государственными финансами, а Конституционная ассамблея поддержала обращение Кабмина к Президенту по поводу внесения в ВР законопроекта относительно расширения полномочий Счетной палаты. «Вместе эти решения позволяют нам значительно продвинуться вперед в достижении европейских стандартов по ряду важных направлений государственного управления», — отметил В.Хорошковский.
Пока проект закона даже не зарегистрирован в ВР, поэтому говорить о том, удастся ли Украине разблокировать европейские миллионы, рановато. Оправдает ли себя спешка, покажет время. Будем надеяться, что пословица «Поспешишь — людей насмешишь» в этом случае не подтвердится. Главное, чтобы ускорение конституционного реформирования не повлияло на качество Основного Закона.
«Конституционный» эпилог
«Я бы хотел попросить собравшихся дать мне право обратиться ко всем членам ассамблеи: либо они будут работать, либо отдыхать. У нас нет карточек, которыми можно голосовать за «того парня», каждый голосует сам за себя», — сказал Л.Кравчук, когда заседание закончилось. Его слова были вызваны тем, что после объявленного перерыва не все
Прямая речь
Виктор Мусияка:
— В соответствии с указом Президента Конституционная ассамблея занимается подготовкой и одобрением концепции внесения изменений в Основной Закон. А затем на основании концепции готовит соответствующие законопроекты. Что же нам предлагается? Уже сегодня проголосовать за изменения в Конституцию. Разве мы не должны разработать единственный системный документ? Разве наша задача в том, чтобы вносить изменения в Конституцию кусками? Завтра нам могут предложить внести изменения в раздел «Правосудие», вписать действующие законы в текст Конституции.
Марина Ставнийчук:
— Конституционная ассамблея не выходит за пределы своих полномочий, не нарушает процедур работы, действует в рамках правовых возможностей. Вполне можно параллельно работать над концепцией и законопроектами. Расширение парламентского контроля за выполнением госбюджета отвечает европейским стандартам института контроля за средствами госбюджета. Бюджетный процесс — целостный. Поэтому, чтобы обеспечить прозрачность, открытость, важно давать информацию обществу. Важно и то, чтобы осуществлялся парламентский контроль не только за использованием, но и за поступлением средств.
Леонид Кравчук:
— Ассамблея не может быть вне пределов сегодняшней жизни Украины. Мы можем еще 1,5 года заниматься концепцией, еще полгода — изменениями в Конституцию, а жизнь будет идти своим путем. Ассамблея должна быть органом, который будет не стоять в стороне, а вмешиваться в процессы, происходящие в Украине, принимать решения, которые помогут проводить изменения, не ожидая разработки концепции. Не вижу здесь никаких противоречий. Не нужно во всем искать провокации!
Ассамблея начала работу, поддержав предложение о внесении изменений в Конституцию уже в ближайшее время.
Материалы по теме
С политической карты мира исчезнет Индия
06.09.2023
С Днем Независимости Украины! — поздравления
24.08.2022
Поздравляем с Днем Конституции Украины!
28.06.2022
Феномен Конституции не исчерпывается ее текстом, а админсудопроизводство использует ее как норму прямого действия
в„–49 (1555), 04.12—10.12.2021
Что не так с предварительным одобрением закона о Большом Государственном Гербе Украины
в„–36 (1542), 04.09—10.09.2021
В Чили проголосовали за то, чтобы конституцию писать без юристов
в„–44 (1498), 31.10—06.11.2020
Можно ли нарушать Конституцию ради кредитов МВФ решит ВС
в„–29 (1483), 18.07—24.07.2020
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!