ВС против усиления наказаний недобросовестных работодателей
Верховном Суде указали на недостатки усиления ответственности за незаконное увольнение граждан и грубое на¬рушение трудового договора.
Эксперты объясняют, что такие изменения противоречат тенденциям гуманизации уголовной ответственности, кроме того, они не обязательно будут способствовать снижению количества нарушений.
Правовое управление ВС проанализировало законопроект «О внесении изменений в статьи 172 и 173 Уголовного кодекса Украины» (№7236), инициированный народным депутатом Юрием Мирошниченко. В пояснительной записке к проекту говорится, что он разработан с целью совершенствования уголовной ответственности за отдельные преступления в сфере защиты трудовых прав.
В частности, нардеп предлагает усилить наказание за преступления, предусмотренные этими статьями, а также привести диспозицию ст.173 УК в соответствие с положениями законодательства о труде.
По мнению экспертов ВС, идея усилить наказание за совершение преступлений, предусмотренных стст.172 и 173 УК, является сомнительной. Так, в пояснительной записке к проекту в качестве аргумента приводится то, что санкции указанных статей, в частности размер штрафа как вида наказания, меньше, чем санкция ч.1 ст.41 Кодекса об административных правонарушениях за административный проступок в сфере ¬охраны труда. Однако, отмечают специалисты, сама по себе такая аргументация еще не является достаточной. Для внесения изменений в закон об уголовной ответственности необходимо провести соответствующие криминологические исследования, привести данные судебной статистики, которые свидетельствовали бы о неэффективности существующего наказания и т.д., а это не было сделано при подготовке проекта.
Действующие редакции стст.172 и 173 УК не преду¬сматривают санкций в виде лишения свободы. Эти преступления в соответствии с классификацией (ст.12 УК) относятся к преступлениям небольшой тяжести. В то же время согласно проекту в случае совершения преступлений, предусмотренных ч.2 этих статей УК, к лицу может применяться наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, а сами такие преступления будут отнесены к преступлениям средней тяжести.
Однако учитывая характер и степень общественной опасности указанных преступлений вряд ли целесообразно относить их к преступлениям средней тяжести и менять наказание за их совершение, убеждены в ВС. Как подтверж¬дает практика, простое усиление наказания не снижает уровня преступности и, как правило, не решает проблемы. По мнению экспертов, если и вносить изменения в санкции стст.172 и 173 УК, то лишь в рамках увеличения размера наказания в виде штрафа.
При этом предложенные изменения противоречат и тенденции к гуманизации уголовной ответственности (закон «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно гуманизации уголовной ответственности» от 15.04.2008).
Проект содержит и другие недостатки, констатировали в ВС. В частности, упо¬требляется термин «гражданин-предприниматель». Эксперты отметили, что круг предпринимателей в этом случае ограничивается только теми, кто имеет гражданство Украины или другого государства, однако в соответствии с действующим законодательством заниматься предпринимательской деятельностью имеют право и лица без гражданства (ст.71 закона «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»). В ВС убеждены, что более обоснованным будет использование при формулировке диспозиции указанной статьи проекта широкоупотребляемого в законодательстве термина «фи¬зическое лицо — предприниматель».
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!