Адвокаты получили гарантии для безопасной и эффективной работы
9 августа произошло давно ожидаемое юристами событие — подписание Президентом закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Какие же новеллы появились в регламентации адвокатской деятельности и как эти изменения не только отразятся на жизни юристов, но и повлияют на реализацию прав простых граждан?
Открытые списки
Принятию акта предшествовали десять лет безуспешных попыток осуществить реформирование адвокатуры, ведь действовавший с 1992 г. закон «Об адвокатуре» не мог обеспечить надлежащую правовую регламентацию современной адвокатской деятельности. Вокруг предложенных разными авторами законопроектов относительно деятельности адвокатуры велось множество споров по поводу того, какой должна быть современная адвокатура, должны ли допускаться к участию в судебном процессе лица, не являющиеся адвокатами, должна ли адвокатская деятельность определяться как предпринимательская и, наконец, кто должен руководить адвокатурой. Одно было очевидным — адвокатура должна быть более защищенной, а для этого необходимо принятие нового акта.
Итак, новый закон принят и подписан Президентом. Как следует из его «Заключительных положений», акт, кроме отдельных положений, вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования. Закон был обнародован 14 августа, таким образом, уже имеем новый давно ожидаемый акт, положения которого, хочется надеяться, будут воплощены в жизнь.
Конечно, действующих адвокатов беспокоит вопрос, необходимо ли им будет каким-то образом подтверждать свой статус. Ответ содержится в «Переходных положениях» нового закона, согласно которым право на занятие адвокатской деятельностью сохраняется за лицами, получившими такое право до вступления в силу новаций.
Первым шагом, направленным на совершенствование системы доступа к получению надлежащей правовой помощи, является создание и регламентация функционирования Единого реестра адвокатов. Его будет вести Совет адвокатов Украины с целью сбора, хранения, учета и предоставления достоверной информации о численности и персональном составе отечественных адвокатов, адвокатов иностранных государств, которые получили право на занятие деятельностью в Украине, о выбранных адвокатами формах деятельности.
Внесение сведений в реестр будет осуществляться советами адвокатов регионов и САУ. Законом предусмотрено, что информация, внесенная в реестр, «является открытой на официальном веб-сайте Национальной ассоциации адвокатов Украины» (ч.4 ст.17). Как видим, создаются условия для получения информации о лицах, получивших свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, что является позитивным шагом.
Профессиональные требования
Следует обратить внимание и на то, что несколько изменились требования к лицам, которые намереваются получить свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью. Отныне адвокатом сможет стать физическое лицо, имеющее полное высшее юридическое образование, с момента получения которого учитывается стаж работы в области права. В редакции старого закона об адвокатуре предусматривалось исчисление стажа работы потенциального адвоката с момента получения им диплома бакалавра.
Кроме того, претендент на статус адвоката обязуется пройти стажировку под руководством адвоката по направлению совета адвокатов региона. Прохождение стажировки будет осуществляться в течение 6 месяцев после сдачи претендентом квалификационного экзамена. То есть, несмотря на успешную сдачу квалификационного экзамена, необходимо подтвердить свою готовность самостоятельно осуществлять адвокатскую деятельность. Руководителем стажировки может быть лицо, которое имеет опыт адвокатской деятельности не меньше 5 лет и у которого на стажировке одновременно находится не больше 3 человек.
Как видим, изменения полностью оправданы, ведь и государство, и его граждане заинтересованы в получении правовой помощи от действительно высококвалифицированных специалистов, всесторонне подготовленных для такой работы.
Новые гарантии
Важным шагом является обеспечение реальных гарантий деятельности адвокатов. Например, положения п.6 ч.1 ст.23 закона определяют, что «жизнь, здоровье, честь и достоинство адвоката и членов его семьи, их имущество находятся под охраной государства, а посягательства на них влекут за собой ответственность, предусмотренную законом». Новеллами являются запрещение «вовлекать адвоката в конфиденциальное сотрудничество во время проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, если такое сотрудничество будет связано или может привести к раскрытию адвокатской тайны» (п.8 ч.1 ст.23), а также запрещение «вмешательства в частное общение адвоката с клиентом» (п.9 ч.1 ст.23). Вместе с тем ч.2 ст.23 нового акта детально регламентировано проведение отдельных следственных действий и принятие мер обеспечения уголовного производства в отношении адвоката, которые должны осуществляться при условии, что присутствует представитель совета адвокатов региона. Такому лицу «предоставляется право задавать вопросы, подавать свои замечания и возражения относительно порядка проведения процессуальных действий, которые отмечаются в протоколе». Из указанного следует усиление защиты адвокатской деятельности, что, по нашему мнению, является существенным шагом вперед на пути развития профессиональной адвокатуры.
Пожалуй, самые важные положения нового закона, которые с энтузиазмом восприняли сами защитники, касаются урегулирования вопросов относительно адвокатских запросов, ведь наверняка у каждого практика возникали проблемы, связанные с невозможностью получить информацию, необходимую для исполнения профессиональных обязанностей. В отличие от закона «Об адвокатуре», ст.6 которого содержала единственное положение, касающееся права адвоката запрашивать и получать документы или их копии от предприятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан — с их согласия, новым актом, в частности ст.24, четко урегулированы вопросы относительно порядка направления адвокатского запроса и, главное, введена ответственность за его игнорирование или отказ в предоставлении ответа. Определен круг адресатов, которым может направляться адвокатский запрос: органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и подчинения, общественные объединения. Также установлен срок предоставления ответа на адвокатский запрос — не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса (ч.2 ст.24).
Предусмотрено, что «отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, которая не отвечает действительности, влекут за собой ответственность, установленную законом» (ч.3 ст.24). При этом п.3 «Заключительных положений» нового закона вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас согласно ст.2123 этого кодекса предусматривается наложение на должностных лиц штрафа в размере от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, которая не отвечает действительности, на адвокатский запрос, запрос квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, ее палаты или члена в соответствии с законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
Из анализа положений КоАП следует, что дела об административных правонарушениях, связанные с ненадлежащим предоставлением ответов на адвокатские запросы, рассматриваются судьями районных, районных в городе, городских или горрайонных судов. Таким образом, предусмотрен реальный механизм получения адвокатом информации, необходимой для предоставления им надлежащей правовой помощи, что, безусловно, должно способствовать эффективности услуг.
Заграница поможет
Достаточно прогрессивными положениями нового закона специалисты считают нормы, в соответствии с которыми адвокатской деятельностью разрешается заниматься лицам, получившим образование за рубежом, и иностранным правозащитникам. Предусмотрено, что адвокат иностранного государства приобретает право на занятие адвокатской деятельностью на территории нашего государства с момента включения сведений о нем в Единый реестр адвокатов. С этой целью иностранец должен обратиться с заявлением в соответствующую квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры, куда подаются документы, подтверждающие право такого лица на занятие адвокатской деятельностью в соответствующем иностранном государстве (ч.2 ст.59).
Следует отметить, что положение о возможности пользоваться услугами адвоката иностранного государства являются новеллой. Указанные нормы были внесены в проект закона во исполнение рекомендаций Венецианской комиссии и дирекции по вопросам правосудия и человеческого достоинства в составе генеральной дирекции по правам человека и верховенству права Совета Европы (общее заключение относительно проекта закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» №632/2011 от 18.10.2011). Данное положение нового закона подтверждает намерение законодателя как можно эффективнее обеспечить доступ граждан нашей страны к качественной правовой помощи, форму которой они могут выбирать самостоятельно.
Правила самоуправления
Необходимо также обратить внимание, что достаточно дискуссионными во время принятия нового акта оказались положения о предоставлении более широких, по сравнению с нормами прежнего закона, полномочий органам адвокатского самоуправления. Как следует из документа, «адвокатское самоуправление — гарантированное государством право адвокатов самостоятельно решать вопросы организации и деятельности адвокатуры» (п.3 ч.1 ст.1). Цель этого — «соблюдение гарантий адвокатской деятельности, защиты профессиональных прав адвокатов, обеспечение высокого профессионального уровня адвокатов и решение вопросов дисциплинарной ответственности адвокатов» (ч.3 ст.2).
Предусматривается создание органов адвокатского самоуправления и определяются полномочия советов адвокатов АР Крым, областей, гг.Киева и Севастополя, квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры, Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, Совета адвокатов Украины. Высшими органами адвокатского самоуправления являются съезд адвокатов, а в регионах — соответствующие конференции адвокатов. Также будут формироваться ревизионные комиссии адвокатуры регионов и Высшая ревизионная комиссия адвокатуры. В состав советов и комиссий будут входить исключительно адвокаты, что в первую очередь направлено на обеспечение независимости защитников от органов государственной власти и местного самоуправления.
Задачами самоуправления являются:
«1) обеспечение независимости адвокатов, защита от вмешательства в осуществление адвокатской деятельности;
2) поддержка высокого профессионального уровня адвокатов;
3) образование и обеспечение деятельности квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры;
4) создание благоприятных условий для осуществления адвокатской деятельности;
5) обеспечение открытости информации об адвокатуре и адвокатской деятельности;
6) обеспечение ведения Единого реестра адвокатов;
7) участие в формировании Высшего совета юстиции в порядке, определенном законом» (ст.44).
Органы адвокатского самоуправления самостоятельно будут решать вопросы:
• формирования высококвалифицированного адвокатского корпуса;
• установления профессиональных стандартов и этических требований к осуществлению адвокатской деятельности;
• представительства и защиты общих интересов адвокатов;
• сотрудничества адвокатуры с органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
• финансирования деятельности органов адвокатского самоуправления.
Решения органов адвокатского самоуправления являются обязательными для исполненя адвокатами.
Четкая регламентация полномочий каждого отдельного органа самоуправления абсолютно целесообразна. Это позволит избежать ситуаций, связанных с невозможностью определения порядка подотчетности органов, избрания ключевых лиц и т.п.
Подводя итог, следует отметить, что принятие нового закона об адвокатуре, который так детально регламентирует ее деятельность, безусловно, является признаком позитивной динамики развития правовой культуры в нашей стране. Конечно, на пути реализации даже самого качественного правового акта возникает множество преград, однако это реалии жизни, которые могут быть преодолены прежде всего благодаря желанию воплощать в жизнь позитивные новации. Надеемся, что внесенные законодательством изменения действительно будут способствовать развитию адвокатуры, что, в свою очередь, обеспечит реализацию гарантированных законодательством прав граждан.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3 МБ)
Материалы по теме
Концепция злоупотребления правами вступает в конфликт с обязанностями адвоката - член РАУ
25.04.2024
Обыски без приговоров и неопределенность с декларированием, как формы наступления на адвокатуру
15.03.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!