«Ответственность судьи не должна ограничиваться только наказанием»
Очевидно, что качество работы судебного учреждения во многом зависит от руководителя. Одной из самых главных задач Совета судей общих судов является определение потенциальных кандидатов на руководящие места. На что он обращает внимание, решая вопрос о даче рекомендации на админназначение, и каким должен быть претендент на руководящее кресло в суде, рассказал в интервью «ЗиБ» член ССОС, судья Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Юрий Фурик. Кроме того, он поделился своими впечатлениями от работы в кассационной инстанции, а также предложил альтернативу наказанию судей, что должно стимулировать последних к устранению недостатков.
«Каждое решение — это результат кропотливого труда на судебном заседании»
— Юрий Петрович, до избрания в ВСС вы работали в Хмельницком горрайонном суде, где, собственно, впервые надели мантию. Какие дела в основном рассматривали на Хмельниччине? Какое из них считаете наиболее ценным для своего опыта?
— С 2001 года и до избрания в ВСС я работал в должности судьи Хмельницкого горрайонного суда. Рассматривал уголовные, гражданские, административные дела и в порядке КАС. Наиболее ценным для своего опыта считаю уголовное дело, касающееся организованной преступной группы из 5 человек, которая занималась разбойными нападениями, грабежами и кражами на территории г.Хмельницкого и нескольких районов области. Каждый из ее участников был приговорен к лишению свободы на срок от 7 до 14 лет соответственно, решение по этому делу прошло все судебные инстанции и было оставлено без изменений.
— Приходилось ли вам сомневаться в том, правильным ли является ваше решение по делу?
— Таких сомнений у меня не было. Ведь каждое решение — это результат кропотливого труда на судебном заседании, в процессе которого и формируется убеждение — виновен человек или нет. Именно при таких условиях может быть принято законное и справедливое решение. Любые сомнения должны быть развеяны.
— От ошибок никто не застрахован, и судьи не исключение. Должен ли служитель Фемиды нести ответственность за ошибки, которые он допустил при рассмотрении дела?
— Людям свойственно ошибаться, а соответственно, могут ошибаться и судьи. Вопрос лишь в том, что судебная система должна быстро выявить и исправить эти неточности. Обладателя мантии следует привлекать к ответственности только в тех случаях, когда он допустил грубые нарушения закона. Однако ответственность судьи должна быть более дифференцированной и не должна ограничиваться только наказанием. Необходимо стимулировать законника к устранению недостатков. В частности, обеспечить специальное обучение, прохождение стажировки, а в отдельных случаях —консультации психолога, ведь причины допущения ошибок могут быть разными.
— По словам председателя Киевского апелляционного административного суда Владимира Маслия, каждый судья мечтает работать в столице. Вы с этим согласны? Почему решили перевестись в Киев?
— Возможно, и так. Я во время работы в г.Хмельницком об этом не думал. Однако после принятия закона «О судоустройстве и статусе судей», которым было предусмотрено создание ВСС, мне представился такой случай.
Переход в ВСС является важным событием в моей жизни, поскольку эта работа требует определенных усилий для реализации себя как судьи высшей инстанции.
«Доукомплектование ВСС будет способствовать более эффективному и оперативному рассмотрению дел»
— Вы пришли в ВСС, когда суд только формировался. Чем запомнилось начало работы?
— Больше всего запомнилась атмосфера, которая царила во вновь созданном коллективе. Начало было сложным, ведь почти никто из нас не имел опыта работы в суде кассационной инстанции. Формирование аппарата тоже происходило постепенно. В таких условиях важной была взаимопомощь и желание работать. Как результат — ВСС успешно справился со всеми поставленными задачами. Сформирована команда профессионалов, личностей, единомышленников, которые любят свою профессию. Среди нас есть научные работники и творческие люди, которые пишут стихи, прозу, фотографируют и играют в футбол.
Именно такой многогранной личностью и должен быть служитель Фемиды, именно таким хочет видеть его общество, ведь обществу не все равно, кто сидит в кресле судьи.
— В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который предусматривает необходимость двухгодичного опыта работы в апелляционном суде для перехода в кассационную инстанцию. Как вы оцениваете такие ограничения? Это будет способствовать повышению качества работы ВСС?
— Лично я не считаю это требование ограничением. По-видимому, определенный период работы в апелляционной инстанции желателен с точки зрения приобретения опыта, однако этот факт не должен быть решающим и препятствовать карьерному росту служителей Фемиды из судов первой инстанции. Главный критерий — профессиональные и личные качества. Из последних я бы выделил умение работать в коллективе, поскольку в кассационном суде решения принимаются коллегиально, а от умения работать в коллегии во многом зависит и принятие решения по делу.
— Сегодня ВСС не доукомплектован, однако учреждение работает и справляется с поставленными перед ним задачами. Возможно, нынешнего количества судей достаточно для эффективной работы?
— По моему мнению, все судебные учреждения справляются с возложенными на них функциями. Однако значительная нагрузка на законников, особенно в судах первой инстанции, нехватка времени, необходимого для совершенного изучения дел, приводит к ошибкам при рассмотрении последних.
Поэтому доукомплектование ВСС хотя бы до того количества, которое определено в законе «О судоустройстве и статусе судей», будет способствовать более эффективному и оперативному рассмотрению дел. Сейчас у ВСС есть проблема с размещением судей и работников аппарата, из-за этого некоторые должности остаются вакантными, однако руководство учреждения делает все возможное, чтобы в ближайшее время решить этот вопрос.
«Председатель суда должен быть примером для своих коллег»
— Качество работы суда во многом зависит от профессиональности руководителя. На какие критерии ССОС обращает внимание, давая рекомендации на админдолжности?
— Председатель суда должен быть примером для своих коллег в первую очередь как судья и как высоконравственный человек с определенными лидерскими качествами. Кроме того, следует учитывать и отношения кандидата на руководящую должность с коллективом, в котором он работает.
Поэтому когда на заседаниях ССОС рассматриваются кандидатуры претендентов на занимание админдолжности, у которых небольшой процент нагрузки по рассмотрению дел, или она вообще отсутствует, это вызывает у членов совета, мягко говоря, удивление.
— Совет судей хозяйственных судов создал кадровый резерв потенциальных кандидатов на админдолжности. Нет ли у вас такой идеи, ведь тогда заранее будет известно, кто будет претендовать на кресло в случае его освобождения?
— Кадровый вопрос является одним из самых главных направлений работы совета. Именно от этого зависит как будет функционировать судебная система в стране, а в конечном итоге — как будут защищаться права граждан. Идея кадрового резерва имеет право на существование, но ее воплощение в период, предшествующий принятию нового закона «О судоустройстве и статусе судей», показало, что во многих случаях обеспечить таким образом отбор на административные должности авторитетных высоконравственных профессионалов невозможно. В качестве примера можно привести историю с судьей Игорем Зварычем.
ССОС разрабатывает свои подходы для решения этих вопросов.
— Вы даете рекомендации кандидатам на админдолжности, а сами не задумывались над тем, чтобы возглавить суд?
— Об этом я не думал, поскольку в настоящий момент для меня главной является работа в ВСС как судьи и в ССОС, которая требует определенного времени и усилий.
— Представители третьей ветви власти часто жалуются на отсутствие органов судейского самоуправления, которые бы действовали на местах. В соответствии с законом их всего четыре. По вашему мнению, они могут охватить все регионы?
— Могут, даже учитывая недостаточное финансирование и материальное обеспечение. Не секрет, что есть задолженность по оплате командировок некоторых его членов (а их всего 11) на заседания ССОС и с целью изучения состояния организационной работы в регионах, ведь средств на такие расходы по месту работы не хватает.
Однако, несмотря на это, каждый из членов совета, кроме обязанностей судьи, добросовестно и ответственно исполняет и свои общественные обязанности. А на местах органами судейского самоуправления являются собрания судей, только необходимо, чтобы служители Фемиды использовали этот институт как можно активнее и более действенно.
— Были ли случаи, когда члены ССОС во время проверок выявляли в действиях судей нарушения, которые требуют открытия дисциплинарных производств или даже увольнения за нарушение присяги?
— Конечно, да. По результатам поездки в суды г.Севастополя в Высшую квалификационную комиссию судей направлены материалы относительно 3 законников для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
— Наблюдаются ли позитивные сдвиги после визитов членов ССОС в проблемные суды?
— Безусловно. Можно привести положительный пример работы судов того же г.Севастополя.
Так, на протяжении июля — августа 2011 года судьи ВСС оказывали методическую помощь по организации рассмотрения уголовных дел, по которым подсудимые содержались под стражей более 18 месяцев. После этого суды приняли действенные меры, в результате которых только за 3 месяца в общих судах г.Севастополя количество таких дел сократились на 57. Окончательные решения были приняты в отношении 51 лица, содержащегося под стражей.
«Воплощение в жизнь нового УПК увеличит количество оправдательных приговоров»
— Недавно Совет судей общих судов совместно с Советом судей Украины исследовал ситуацию, касающуюся соблюдения прав лиц, которые содержатся под стражей. В каких проблемных регионах вы проводили проверку? С какими впечатлениями вернулись?
— Да, действительно, ССОС в сентябре 2011 года изучалось состояние организации деятельности Апелляционного суда и районных судов г.Севастополя. В частности, относительно соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей длительный период. Были обнаружены как объективные причины такой ситуации — это, в частности, то, что в г.Севастополе в течение 10 месяцев отсутствовало место содержания подсудимых под стражей, некоторые обладатели мантий ушли в отставку, длительный период не рассматривались вопросы о назначении судей бессрочно, у которых закончился срок полномочий, у законников значительная нагрузка, а также неявка свидетелей и потерпевших, неисполнение постановлений о приводе участников судебного процесса, так и субъективные —ненадлежащая организация работы судов. Кроме того, имели место случаи халатности некоторых служителей Фемиды при рассмотрении ими уголовных дел, в ходе которых объявлялись длительные, ничем не обоснованные перерывы.
Особенно поразила ситуация, когда в производстве одного из законников находилось дело, по результатам рассмотрения которого Европейский суд по правам человека констатировал нарушение стст.5, 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, а именно — содержание под стражей без судебного решения и необеспечение рассмотрения дела в разумные сроки. Но даже после постановления Европейским судом указанного решения в производстве этого же судьи оставались нерассмотренными дела, по которым лица содержались под стражей от 1 до 5 лет. После вмешательства ССОС ситуация была исправлена.
— На проблему необоснованного содержания под стражей обращают внимание правозащитники, омбудсмен, Европейский суд по правам человека. О нарушении прав подозреваемых говорил и Президент. В то же время суды удовлетворяют более 90% представлений о взятии под стражу. Почему судьи так лояльно относятся к прокурорам?
— В этом вопросе есть два момента: избрание меры пресечения в виде взятия под стражу на стадии досудебного следствия и соблюдение сроков рассмотрения уголовных дел в отношении подсудимых, которые содержатся под стражей.
Так, значительное количество решений, вынесенных против Украины Евросудом в связи с нарушением ст.5 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, связано с тем, что суды не обосновывают необходимость содержания лиц под стражей, формально проверяют законность их задержания и содержания под стражей.
Решению этой проблемы уделяется большое внимание ВС, ВСС, ССУ и ССОС, изучаются причины ее возникновения, предоставляется методическая помощь судам и судьям в регионах, проводятся публичные обсуждения этих вопросов, вносятся соответствующие предложения по усовершенствованию законодательства в этой сфере.
В своем выступлении на внеочередном совместном заседании ССУ и ССОС 17 февраля 2012 года Председатель ВС Петр Пилипчук отметил, что эту проблему следует рассматривать также и в плоскости законодательного обеспечения. Кроме частого использования в уголовном процессе подписки о невыезде и взятия под стражу, необходимо более широко применять такие меры пресечения, как залог, а также домашний арест и передача обвиняемого под присмотр милиции, что даст возможность существенно сократить и количество заключенных в следственных изоляторах.
Как отметил в апреле этого же года во время открытия круглого стола, посвященного практике задержаний и взятия под стражу, заместитель председателя ВСС Станислав Мищенко, на сегодня по сравнению с прошлыми годами процент применения такой меры пресечения, как взятие под стражу, существенно уменьшился, и одним из механизмов, способствовавших этому, является разработка и принятие нового Уголовного процессуального кодекса.
Кроме того, сейчас, не дожидаясь вступления нового УПК в силу, законодатель внес соответствующие изменения и в действующий УПК, которыми с учетом многих факторов запретил или значительно ограничил случаи применения меры пресечения — содержание под стражей.
— Сегодня в Украине мизерная доля оправдательных приговоров по уголовным делам. По вашему мнению, почему суды демонстрируют такие показатели? Неужели правоохранительная система работает настолько эффективно?
— Среди причин этого, по моему мнению, — имеющийся в действующем УПК институт дополнительного расследования, который судьи должны использовать, а также возложение на суд обязанности устранять недостатки досудебного следствия в ходе судебного следствия, в том числе и путем дачи поручений правоохранительным органам. В действительности же во многих случаях эти поручения стражами порядка не выполняются, суд же лишен возможности действенно влиять на эти нарушения, поскольку строгой и неотвратимой ответственности за их совершение не существует. Напрасно строить себе иллюзии по поводу отдельных постановлений, их действенность разбивается о стену ведомственных интересов, поэтому и привести примеры, когда бы кто-то из правоохранителей был привлечен к реальной ответственности, достаточно сложно.
Уверен, со вступлением нового УПК в силу эта проблема будет решена.
На сегодня правоохранительная система работает в пределах, определенных действующим законодательством, и достаточно эффективно. Однако, учитывая новые реалии жизни, по моему мнению, она работает на грани возможного. Поэтому судьи, стражи порядка, адвокаты и граждане возлагают большие надежды на изменения в процессуальном законодательстве.
— Ожидается, что после вступления нового УПК в силу количество оправдательных приговоров может вырасти до 30—40%. Насколько это реально по вашим оценкам?
— По моему мнению, воплощение в жизнь нового УПК приведет не только к увеличению количества оправдательных приговоров, но и к значительному уменьшению поступления в суд уголовных дел по безосновательным обвинениям лиц в совершении преступлений. Как следователи, так и судьи должны будут адаптироваться к новациям УПК за как можно более короткий срок.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.34 МБ)
Юрий ФУРИК родился 17 июля 1967 г. в г.Сковородино Амурской области Российской Федерации. В 1999 г. окончил Национальную юридическую академию Украины им.Ярослава Мудрого. В течение 1993—1994 гг. занимал должность распорядителя Хмельницкого городского с
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!