Влияние обеспеченных кредиторов на ликвидационную процедуру существенно уменьшится
18.01.2013 вступит в силу закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в новой редакции (№4212-VI). Правовое регулирование в связи с этим существенно изменится. Учитывая актуальность вопроса в результате ухудшения экономической ситуации в стране и влияния международных факторов, предлагаем обратить внимание на неоднозначные моменты, которые могут возникнуть, если имущество должника — под обременением.
Залоговое имущество и ликвидационная масса
Механизм реализации имущества, которое находится под залогом, существенно изменен. С одной стороны, в абз.1 ч.1 ст.38 закона предусмотрено, что со дня открытия ликвидационной процедуры продажа имущества банкрота осуществляется в порядке, определенном этим актом. Однако, с другой стороны, требования обеспеченных кредиторов не включаются ни в одну из очередей и погашаются вне очереди (ч.9 ст.45 закона). Необходимо учитывать также ч.4 ст.42 закона, согласно которой имущество, «являющееся предметом обеспечения, не включается в состав ликвидационной массы и используется исключительно для удовлетворения требований кредитора по обязательствам, которые оно обеспечивает». При этом такое имущество реализовывается в порядке, определенном данным законом, а «средства, которые остались после удовлетворения обеспеченных требований и покрытия расходов, связанных с содержанием, хранением и продажей предмета обеспечения, подлежат включению в состав ликвидационной массы».
Анализируя указанные нормы, приходим к выводу, что все деньги от реализации предмета залога направляются для удовлетворения требований обеспеченного кредитора. Однако каким образом распределяется сумма средств, полученных от реализации залогового имущества, в случае их недостаточности для удовлетворения требований обеспеченного кредитора им наличия расходов ликвидатора на содержание, хранение и продажу предмета залога?
Следуя положениям п.2 ч.4 ст.42 и ч.1 ст.45 закона появляется возможность направления части средств, полученных от реализации предмета залога, для выплаты вознаграждения арбитражному управляющему и компенсации расходов, связанных с осуществлением процедуры банкротства.
Также интересным является вопрос, вытекающий из ч.4 ст.42 закона. Речь идет о том, что средства, полученные от продажи залога, направляются на:
1) удовлетворение обеспеченных требований;
2) покрытие расходов, связанных с содержанием, хранением и продажей предмета обеспечения.
Если денег недостаточно, возможным является их направление сначала на удовлетворение обеспеченных требований, а остатка — на покрытие расходов, или пропорциональное деление полученных сумм. В случае недобросовестных действий ликвидатора (преднамеренного увеличения расходов на содержание, хранение и продажу предмета залога) возможным является нарушение интересов обеспеченного кредитора.
Следовательно, необходимо определить объем прав и возможностей, которые имеют обеспеченный кредитор и арбитражный управляющий во время процедуры банкротства.
Изменения в субъектном составе
В первую очередь привлекают внимание изменения, касающиеся определения терминов «стороны в деле о банкротстве» и «участники производства по делу о банкротстве». В частности, с 19.01.2013 обеспеченные кредиторы являются не сторонами, а только участниками производства по делу о банкротстве. Это существенно меняет правовое регулирование статуса кредиторов, требования которых обеспечены залогом, в процедуре банкротства.
Во-первых, обеспеченные кредиторы теряют возможность быть членами комитета кредиторов с правом решающего голоса (по требованиям, которые не обеспечены залогом, они выступают как конкурсные кредиторы). Частью 1 ст.26 закона им предоставлена возможность принимать участие в комитете кредиторов с правом совещательного голоса.
Во-вторых, их требования вносятся в реестр требований кредиторов, однако осуществляется это в особом порядке. Учитываются такие требования отдельно от требований других кредиторов. Особая процедура учета требований, обеспеченных залогом, предусмотрена ч.8 ст.23 закона. Срок предъявления требований к должнику не распространяется на требования обеспеченных кредиторов, и такие требования не могут быть признаны погашенными в связи с пропуском срока их заявления. В любом случае у распорядителя имущества есть обязанность включить в реестр требования обеспеченных кредиторов. В случае нарушения обязанности это может быть основанием для прекращения полномочий распорядителя или даже для аннулирования его лицензии.
В-третьих, согласно ч.12 ст.41 и ч.8 ст.26 закона только комитет кредиторов имеет полномочия заявлять в суде ходатайство о прекращении полномочий ликвидатора и назначении нового. При этом в соответствии с ч.11 ст.41 закона обеспеченный кредитор как участник производства по делу может только обжаловать действия (бездействие) ликвидатора, если этим нарушаются права такого кредитора. Таким образом, со вступлением в силу закона в новой редакции влияние обеспеченных кредиторов на ликвидационную процедуру существенно уменьшится.
Управляющий — из реестра
В законе содержится отдельный раздел относительно деятельности арбитражного управляющего. Для таких лиц установлена необходимость предварительного обучения и стажировки в течение 6 месяцев. Осуществлять деятельность арбитражного управляющего можно только после сдачи квалификационного экзамена и получения свидетельства о праве на осуществление такой деятельности (ст.103).
Порядок подготовки арбитражных управляющих определен приказом Министерства юстиции «Об утверждении Положения о системе подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)» от 12.09.2011 №2094/5 (зарегистрирован в Минюсте 14.09.2011 за №1084/19822). Увеличен перечень подготовительных дисциплин и срок подготовительных курсов, который не может быть меньше 1 месяца. Также арбитражным управляющим начиная с 18.01.2013 для получения свидетельства, необходимо иметь не меньше 3 лет стажа по специальности.
В результате изменений в законодательстве, которым регулируются вопросы о банкротстве, Минюст дал соответствующие разъяснения от 6.04.2012 и 27.04.2012. В первую очередь лицо должно быть внесено в Единый реестр арбитражных управляющих. Он формируется и администрируется государственным органом по вопросам банкротства. Запись в реестр вносится одновременно с выдачей свидетельства.
По сравнению с законом, который пока еще действует, в новой его редакции из определения арбитражного управляющего исчезло положение об обязательном наличии у него лицензии. В то же время выданные лицензии будут продолжать действовать в течение 6 месяцев после вступления акта №4212-VI в силу, а государственный орган по вопросам банкротства в течение этого срока по заявлению лица бесплатно заменяет лицензию на свидетельство о праве осуществления деятельности арбитражного управляющего.
Новеллой является то, что установлен единый подход к назначению арбитражного управляющего по делам о банкротстве, кандидатура которого определяется судом самостоятельно среди лиц, внесенных в реестр, с применением автоматизированной системы. Однако в соответствии с ч.1 ст.114 закона арбитражный управляющий, определенный таким образом, должен предоставить суду заявление о своем согласии на участие в деле. В противном случае суд назначает арбитражного управляющего без применения автоматизированной системы из числа лиц, внесенных в реестр.
Таким образом, после вступления в силу закона в новой редакции будут значительные изменения в процедурах получения свидетельства, порядка назначения и деятельности арбитражных управляющих.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.81 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!