Несогласованность норм КоАП делает невозможным применение прописанных в нем санкций
Кодекс об административных правонарушениях ограничивает возможность привлечения к ответственности лиц, которые на протяжении года повторно управляли транспортным средством в состоянии опьянения, но уже лишились водительских прав за прошлый проступок.
Усовершенствование администрирования
Одним из направлений административной реформы является создание новой правовой базы, которая будет регламентировать государственное управление. Ключевую роль в правовом обеспечении этих изменений играет административное право. Эта фундаментальная область украинского публичного права органически связана с исполнительной властью, представляя собой, с одной стороны, юридические нормы, а с другой — важное средство, инструмент ее осуществления.
Эффективное правовое сопровождение административной реформы предусматривает разработку и принятие целого ряда законодательных и нормативных актов, которые будут регулировать деятельность органов власти и их отношения. Такая широкомасштабная реформа на основе принятой концепции дала возможность в соответствии с конституционными принципами уточнить, а в какой-то мере и изменить систему органов исполнительной власти, упростить и усовершенствовать их аппарат, отказаться от не свойственных государству функций. Кроме того, целью преобразований было гарантировать права, свободы и интересы физических и юридических лиц при привлечении их к административной ответственности и обеспечить неотвратимость ответственности за совершение административных проступков.
Безусловно, административная ответственность является важным инструментом государственного управления. Это в первую очередь связано с широкой сферой ее применения.
Усиление ответственности
Институт административной ответственности в нашем государстве не подвергался существенным преобразованиям. Действующий КоАП был принят еще в советские времена (1984 год). В него внесено огромное количество изменений, которые не имеют системного характера, отличаются чрезмерной детализацией и необоснованно превращают административное деликтное законодательство в сборник казуальных правил.
Наиболее характерным примером является несогласованность предписаний ст.130 КоАП. Все мы понимаем, что пьянство и наркомания во всех проявлениях опасны для общества, особенно когда речь идет об управлении транспортными средствами. Пытаясь ужесточить ответственность за правонарушения, предусмотренные этой статьей, 24.09.2008 Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», в соответствии с которым ст.130 КоАП изложена в новой редакции, в частности ответственность за правонарушения, предусмотренные в ней, усилена — увеличились как размеры штрафных санкций, так и сроки лишения права управления транспортными средствами. Также появились такие виды взысканий, как общественные работы и административный арест.
Кроме того, по сравнению с предыдущей редакцией опьянением теперь считается алкогольное, наркотическое и другое опьянение.
Дополнен и перечень деяний, которые содержат состав административного правонарушения. Кроме имеющихся ранее, к ним отнесены следующие:
• управление транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
• отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на предмет алкогольного, наркотического или другого опьянения или на предмет употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
• управление речными или маломерными судами судоводителями в состоянии наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, передача управления судном лицу, которое находится в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лиц, управляющих речными или маломерными судами, от прохождения в соответствии с установленным порядком осмотра на предмет алкогольного, наркотического или другого опьянения или на предмет употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.
Кроме того, статья дополнена новым составом административного правонарушения, объективная сторона которого заключается в употреблении водителем транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе, или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию работника милиции, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установить, имеет ли место состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения.
Вместе с тем, несмотря на кардинальные изменения, внесенные законодателем для совершенствования регулирования отношений в сфере гарантирования безопасности дорожного движения, сегодня остается нерешенным ряд существенных проблем, связанных с толкованием некоторых норм административно-деликтного законодательства и применением административных взысканий.
Наказания не будет?
Лишение специального права как вид административного взыскания предусмотрено ст.30 КоАП, которой определено, что лишение специального права, предоставленного данному гражданину, применяется на срок до 3 лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до 10 лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
Действующее законодательство четко определяет, каких именно специальных прав может быть лишено лицо за совершение административного правонарушения. Применение взыскания в административном порядке отличается от уголовного вида наказания — лишения права. В административном судопроизводстве речь идет о лишении предоставленных гражданину специальных прав, а в уголовном наказание выражается в лишении осужденного его субъективных прав на должности, которые он занимал, или на деятельность, которой занимался на момент совершения правонарушения, а также — в ограничении его правоспособности, то есть возможности претендовать на занимание определенной должности или занятие определенной деятельностью на срок, установленный приговором суда.
Фактически в административном судопроизводстве лишение специального права заключается в изъятии у нарушителя соответствующего документа, который дает такое право, — удостоверения водителя.
В соответствии со ст.321 КоАП «водители транспортных средств, судоводители… считаются лишенными специального права со дня вынесения постановления о лишении этого права. Если указанные лица, лишенные специального права, уклоняются от сдачи документа, удостоверяющего это право, то срок лишения их специального права исчисляется со дня сдачи или изъятия документа».
Судебная практика свидетельствует, что основания применения административного взыскания в виде лишения специального права не вызывают особых трудностей.
В то же время существенные проблемы вызывает применение ч.3 ст.130 КоАП. Анализируя санкцию этой правовой нормы, можем прийти к выводу, что законодатель, наверное, имел в виду: если лицо лишено права на управление транспортными средствами, то оно не является водителем и к нему можно применить такой вид административного взыскания, как оплатное изъятие транспортного средства. Такая мера наказания была бы справедливой, если бы не одно но.
Например, каким образом привлечь по ч.3 ст.130 КоАП к административной ответственности правонарушителя, который раньше (по ч.1 или ч.2 этой статьи) уже был лишен права управлять всеми видами транспортных средств или вообще не имел такого права и не является владельцем транспортного средства? Полагаем, что принимая эту правовую норму, законодатель не предусмотрел возможности управления транспортными средствами лицами, которые не являются их владельцами. Но в реальной жизни такое случается довольно часто.
Необходимо подчеркнуть, что в административном судопроизводстве, в отличие от уголовного, к правонарушителю невозможно применить условное взыскание, назначить ему взыскание ниже нижнего предела или перейти к другому виду взысканий. Законность заключается в том, чтобы к правонарушителю было применено лишь то взыскание, которое предусмотрено КоАП.
Подводя итог, можем утверждать, что правонарушители, которые уже были лишены права управлять всеми видами транспортных средств или вообще не имели такого права и не являются владельцами транспортных средств, не могут быть привлечены к административной ответственности по ч.3 ст.130 КоАП. Из этого следует, что законодатель пытался усилить ответственность (лишить правонарушителей прав на срок до 10 лет), а фактически создал норму, по которой определенную категорию правонарушителей вообще невозможно привлечь к ответственности.
Судьи по-разному выходят из этой ситуации. Одни закрывают производство по делу по ст.247, другие применяют ст.22, а некоторые используют санкцию ч.2 ст.130 КоАП.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.23 МБ)
Материалы по теме
Заработал сервис для проверки протокола ОТК
03.04.2024
еЧерга заработает для легковых авто
27.02.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!