ВС предостерегает от ограничения полномочий исполнительной службы
Специалисты Верховного Суда выражают опасения, что попытки упрощения механизма исполнения судебных решений приведут к их игнорированию недобропорядочными гражданами. Значительная часть судебных решaений не исполняется и сегодня, а ограниченные полномочия взыскателя могут еще больше осложнить ситуацию.
В ВС рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» (№6306), инициированный Сергеем Власенко. Документ предлагает внести изменения в стст.1, 3, 9, 11, 111, 26—28, 76, 83 данного закона и дополнить его новыми стст.761, 762 с целью упрощения механизма исполнения отдельных судебных решений, не нуждающихся в применении механизма государственного принуждения.
Обязательное исполнение судебных решений на всей территории Украины гарантировано положениями ч.5 ст.124 Конституции. Однако наличие судебного решения, вступившего в законную силу, не всегда обеспечивает восстановление нарушенного права, свободы или интереса. Нередко судебные решения не исполняются должниками, в связи с чем государство обязано обеспечить их принудительное исполнение, и только в исполнительном производстве, которое является завершающей стадией судебного процесса, происходит окончательное восстановление нарушенного права, свободы или интереса.
В соответствии с законодательством исполнение судебных решений может быть добровольным и принудительным. Предлагаемые проектом изменения рассчитаны на добровольное исполнение судебного решения должником, поскольку взыскатель не наделен полномочиями относительно принятия мер принуждения, которые предоставлены государственному исполнителю положениями ст.5 закона «Об исполнительном производстве».
Статьей 30 данного закона установлена процедура добровольного исполнения решения, начиная с действий госисполнителя от начала исполнения решения и заканчивая его действиями в случае неисполнения решения добровольно в установленный законом срок. Частью 3 ст.27 проекта предлагается к действиям взыскателя относительно исполнения судебных решений, подлежащих исполнению без участия органов государственной исполнительной службы, отнести лишь отправление должнику судебных решений и исполнительных документов, а в ст.762 настоящего акта детально прописаны требования к уведомлению взыскателя о вынесенном в отношении должника судебном решении. При этом указанными предложениями не определены действия взыскателя в случае неисполнения должником судебных решений, предусмотренных ст.761 проекта, в частности прекращение определенных действий должника, обязательство должника воздержаться от совершения определенных действий, запрещение должнику совершать определенные действия, приостановление действия актов (приказов, решений, распоряжений, постановлений и т.п.) должника.
Более того, новым п.7 ч.1 ст.26 закона предусмотрен отказ государственного исполнителя от открытия исполнительного производства, «если по правилам данного закона исполнительный документ подлежит исполнению без участия органов государственной исполнительной службы».
Таким образом, отмечают эксперты, в случае неисполнения указанных судебных решений должником добровольно взыскатель не может обратиться в органы государственной исполнительной службы для обеспечения их исполнения в принудительном порядке.
По словам специалистов, при таком законодательном регулировании судебные решения могут быть не исполнены, а следовательно, будут нивелироваться судебная защита и нарушаться права и законные интересы взыскателя.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!