Президент предлагает парламенту декриминализировать экономические преступления
Как известно, на законодательном уровне дано следующее определение понятию «предпринимательство»: это «самостоятельная, инициативная, систематическая, на свой риск хозяйственная деятельность». Последний признак (риск), принимая во внимание особенности отечественного законодательства, часто связан с уголовной ответственностью и наказанием в виде лишения свободы. То есть сложилась парадоксальная ситуация: человек, который организовал бизнес, дал работу другим, платил налоги и создавал добавленную стоимость, вместо того чтобы поддерживать и развивать экономику страны, отрабатывает свою вину перед обществом и государством неквалифицированным физическим трудом в учреждении исполнения наказания.
Штраф вместо тюрьмы
Чрезмерное вмешательство правоохранительных органов в деятельность субъектов хозяйствования, необоснованно завышенный уровень криминализации правонарушений в сфере экономической деятельности, неединичные случаи злоупотреблений во время привлечения предпринимателей к уголовной ответственности — эти проблемы, никоим образом не улучшающие инвестиционный климат в государстве, уже давно должны были быть решены.
На этой неделе Президент подал в Верховную Раду Украины проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)» №9221, в котором, в соответствии с европейскими стандартами, приоритетными становятся применение финансовых санкций за экономические преступления, а также декриминализация некоторых правонарушений.
Так, за совершение преступления в хозяйственной сфере предлагается вместо наказания в виде лишения свободы ввести штраф. Последний может быть заменен судом на другое наказание лишь в случае его неуплаты в срок, установленный судебным решением.
Данная модель предлагается также и для тех случаев, когда субъектом преступления является служебное лицо юридического лица частного права (ст.3641 «Злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы», ст.3651 УК «Превышение полномочий служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы»).
Вместе с тем законопроект отменяет уголовную ответственность за те деяния в сфере хозяйственной деятельности, которые на сегодня утратили признаки повышенной общественной опасности, достаточной для преследования лиц в уголовном порядке. По мнению разработчиков документа, такими правонарушениями, в частности, являются товарная контрабанда, осуществление запрещенных видов хозяйственной деятельности, фиктивное банкротство и другие деяния. Всего предлагается декриминализировать 17 преступлений (см. таблицу).
За совершение всех этих правонарушений проект вводит административную ответственность в виде штрафа.
Один раз не считается
Также предлагается подкорректировать условия применения такой суровой меры пресечения, как взятие под стражу. Как отмечается в пояснительной записке, значительная часть случаев незаконного влияния на предпринимателей и других лиц со стороны представителей правоохранительных органов связана с тем, что действующий Уголовно-процессуальный кодекс дает возможность необоснованно и безосновательно применять меру пресечения в виде взятия под стражу.
Европейский суд по правам человека в своих решениях неоднократно указывал на то, что эта особенность отечественного законодательства не отвечает общепризнанным демократическим стандартам и принципу верховенства права.
В связи с этим законопроект содержит норму, согласно которой взятие под стражу не может быть применено к ранее не судимому лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, за исключением случаев, когда лицо скрывается от органов следствия или препятствует расследованию дела.
Что касается оснований применения меры пресечения в виде взятия под стражу в делах о преступлениях в сфере экономики, а также по делам о служебных преступлениях, совершенных предпринимателями, внедряется механизм, в соответствии с которым подозреваемый, обвиняемый по таким делам может быть взят под стражу только в том случае, если он не внес средства в качестве залога, скрывается от органов следствия или препятствует расследованию дела.
Нет жалобщика — нет преступления
Кроме того, документ устанавливает перечень составов преступлений в сфере хозяйственной деятельности, привлечь к ответственности за которые можно только на основании жалобы пострадавшего. При этом порядок привлечения к уголовной ответственности по жалобе пострадавшего предусматривает: если пострадавший примирится с обвиняемым до момента удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора, то соответствующее дело должно быть закрыто.
Привлечение к уголовной ответственности лишь при наличии жалобы пострадавшего касается составов преступлений, предусмотренных ст.2031 «Незаконное обращение дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства», ч.1 ст.206 «Противодействие законной хозяйственной деятельности», ст.219 «Доведение до банкротства», ст.229 «Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара», ст.231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, которые составляют коммерческую или банковскую тайну», ст.232 «Разглашение коммерческой или банковской тайны», ст.2321 «Незаконное использование инсайдерской информации», ст.2322 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» действующего УК.
По мнению советника главы государства — руководителя главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Андрея Портнова, организовавшего разработку проекта №9221, принятие закона будет способствовать повышению стандартов гуманизма при регулировании вопроса привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере экономики, а также обеспечит дополнительные поступления в государственный бюджет.
Правонарушения, которые согласно законопроекту №9221 предлагается декриминализировать
Статья УК | Правонарушение |
201 | Контрабанда (относительно контрабанды товаров) |
202 | Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности и деятельности по предоставлению финансовых услуг |
203 | Осуществление запрещенных видов хозяйственной деятельности |
207 | Уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте |
208 | Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов |
214 | Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней |
215 | Подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов |
217 | Незаконное изготовление, сбыт или использование государственного пробирного клейма |
218 | Фиктивное банкротство |
220 | Сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности |
221 | Незаконные действия в случае банкротства |
223 | Размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска |
225 | Обман покупателей и заказчиков |
226 | Фальсификация средств измерения |
228 | Принуждение к антиконкурентным согласованным действиям |
234 | Незаконные действия относительно приватизационных бумаг |
235 | Несоблюдение лицом обязательных условий относительно приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их последующего использования |
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.25 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!