Несмотря на гуманизацию законодательства, сотрудники милиции и колоний продолжают нарушать права несовершеннолетних
Украинская ювенальная юстиция гуманизировалась, а подходы к защите прав несовершеннолетних в уголовном производстве кардинально поменялись — и все благодаря новому УПК. Например, в воспитательных колониях и СИЗО в течение прошлого года содержалось почти на 40% меньше несовершеннолетних, чем в 2012-м. Об этом сообщил начальник главного управления защиты прав и свобод детей ГПУ Владимир Вышинский, комментируя во время брифинга результаты работы прокуратуры по соблюдению прав детей.
УПК — на благо детям
«Сегодня кардинально поменялся подход к защите прав несовершеннолетних в уголовном производстве. Безусловно, это связано с принятием нового УПК, по которому мы работаем уже больше года. Хотя предыдущий УПК тоже учитывал особенности расследования дел в отношении несовершеннолетних, в новом кодексе принципы работы в этой сфере очерчены более конкретно и взвешенно», — отметил на брифинге В.Вышинский. Прокурор рассказал, что благодаря изменению законодательства появились два новых института — специальных следователей и судей, уполномоченных осуществлять уголовные производства в отношении несовершеннолетних, ведь очевидно, что у таких дел есть свои особенности и соответственно вести их должны специалисты. На сегодня в органах внутренних дел (а практически все уголовные производства в отношении детей расследуют ОВД) — 2992 специально уполномоченных следователя, в судах работают 1250 специально уполномоченных судей.
«Руководство ГПУ взяло под личный контроль работу по защите прав несовершеннолетних, поэтому еще в 2012-м был принят ряд структурных изменений, которые продолжились в прошлом году. До ноября 2012 года правами несовершеннолетних занимались несколько структурных подразделений ГПУ и местной прокуратуры. В 2012-м было создано самостоятельное структурное подразделение — надзорное управление, а на местах появились дополнительные единицы, сформированные в отделы, которые сейчас занимаются защитой прав несовершеннолетних. В прошлом году в ГПУ создано главное управление защиты прав и свобод детей, в которое входят два управления: одно занимается вопросами процессуального руководства, защитой прав несовершеннолетних в уголовном производстве и при исполнении судебных решений по уголовным производствам, а второе, надзорное, управление — по охране детства. Я считаю, что эти структурные изменения были сделаны правильно. Правильно, что появились и новые понятия в УПК. Сегодня уровень подростковой преступности снизился на 39%, в том числе ее рецидивные проявления — на 36%», — заявил В.Вышинский.
Прокуроры начали активно применять в своей работе прописанные в УПК принципы, и в последнее время в отношении детей все чаще используются так называемые процедуры восстановительного правосудия (прекращение конфликта путем подписания соглашений о признании вины и о примирении). О том, что этот механизм реально заработал, свидетельствуют цифры: с начала года в суд направлено 230 ходатайств об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности, что почти в 5 раз больше, чем за весь 2013-й (41), а также 109 обвинительных актов с соглашениями о признании вины и 517 — с соглашениями о примирении.
Кроме того, благодаря новому кодексу существенно сужен перечень оснований, по которым несовершеннолетних могут взять под стражу. Такое возможно только при совершении тяжких и особо тяжких преступлений. При этом все активнее используются более прогрессивные и гуманные, не связанные с лишением свободы меры пресечения, такие как домашний арест, передача детей под надзор родителей или других законных представителей и т.д. Например, личное обязательство в прошлом году применялось 979 раз, личное поручительство — 106, домашний арест — 270, передача под надзор родителей или учреждений, в которых дети находятся на воспитании, — 303. А количество случаев применения такой радикальной меры пресечения, как взятие под стражу, сократилось с 522 в 2012 году до 280 в 2013-м.
Уже сегодня благодаря гуманизации уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних наблюдается позитивная тенденция к серьезному уменьшению количества несовершеннолетних, приговоренных к лишению свободы. Так, по информации В.Вышинского, в колониях и СИЗО Государственной пенитенциарной службы в 2013-м содержалось 810 несовершеннолетних. «Это почти на 40% меньше, чем в 2012 году, — утверждает начальник главного управления защиты прав и свобод детей ГПУ. — Кроме того, значительно уменьшилось и количество случаев применения сотрудниками милиции к несовершеннолетним принудительных мер при привлечении к административной ответственности. Если опять же сравнивать 2012 и 2013 годы, то количество подростков, доставленных в органы внутренних дел, уменьшилось вдвое».
Обиженные и защищенные
Однако, несмотря на положительные тенденции, прокурорские проверки до сих пор выявляют нарушения. «К сожалению, мы сталкивались с тем, что работники милиции нарушали права детей при их административном задержании. Также имели место факты проведения незаконного личного досмотра, составления протоколов при отсутствии события или состава правонарушения и по малозначительным фактам. Кроме того, установлены случаи, когда у несовершеннолетних незаконно снимали отпечатки пальцев», — пояснил В.Вышинский. Он рассказал и о том, что благодаря вмешательству прокуратуры была прекращена негативная практика, когда детей направляли в общеобразовательные школы социальной реабилитации подростков, склонных к совершению правонарушений, без решений суда, по путевкам управлений образования и содержали их в тех же условиях, что и их ровесников, совершивших уголовные преступления. По информации В.Вышинского, были факты нарушения законодательства и в специальных учреждениях, колониях и следственных изоляторах ГПтСУ и ОВД, а также в приютах для детей и центрах социально-психологической реабилитации детей.
Например, в приютах и центрах Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Одесской, Ровенской и некоторых других областей должностные лица не обеспечивали надлежащий контроль за поведением детей, не предоставляли необходимые психологические консультации, что порой приводило к тяжелым последствиям. Вопиющий случай произошел в Житомирской области, когда работники центра социально-психологической реабилитации детей оставили без присмотра двух несовершеннолетних: те после распития спиртного несколько раз пытались нанести себе телесные повреждения. По результатам рассмотрения представления, внесенного главе облгосадминистрации, должностные лица учреждения привлечены к ответственности.
Кроме того, в вышеуказанных учреждениях АР Крым, Волынской, Донецкой, Житомирской, Львовской, Луганской, Черкасской областей и г.Севастополя отсутствуют необходимые лекарства, нарушаются нормы питания, используются продукты без соответствующих документов, удостоверяющих их качество, зачастую просроченные.
Не соблюдали права несовершеннолетних и в специальных учреждениях ГПтСУ и ОВД. По словам В.Вышинского, в основном нарушались права детей на получение гарантированных государством выплат, наследства, медицинского обслуживания, на обеспечение надлежащих условий труда и трудового воспитания. Во время проверок прокуроры обращали особое внимание на решение вопросов социальной адаптации заключенных под стражу и осужденных, в частности на реализацию права на получение образования, на проведение с такими детьми социально-психологической работы и т.п.
«Скажем, в Сумской области в вечерней школе, работающей при следственном изоляторе, из 14 несовершеннолетних фактически обучались 4, и даже они не были обеспечены достаточным количеством учебников. Сегодня права этих детей на образование восстановлены, — сообщил начальник главного управления защиты прав и свобод детей. — Прокурорами также были установлены факты, когда площади и оборудование помещений, где находились дети, не соответствовали установленным нормам, не соблюдались их права на ежедневную прогулку, а также на содержание отдельно от взрослых правонарушителей».
Достаточно типичное нарушение — несоблюдение требований законодательства, касающегося охраны труда. Например, в Ковельской воспитательной колонии (Волынская область) несовершеннолетний заключенный во время выполнения работ получил травму. По результатам расследования начальник мастерской был привлечен к уголовной ответственности. А в Прилуцкой колонии в Черниговской области в декабре 2013 год подросток, тоже находясь на работах с повышенной опасностью, лишился фаланг четырех пальцев левой кисти. В связи со случившимся уже привлечено к ответственности 8 должностных лиц Государственной пенитенциарной службы и воспитательной колонии.
Увы, несмотря на изменение законодательства, многое по-прежнему зависит от тех, кто его выполняет. Например, несмотря на то, что закон предусматривает выплату одноразовой денежной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, половина таких несовершеннолетних денег так и не получили — и все из-за бездействия администрации воспитательных колоний.
С целью устранения нарушений закона ГПУ неоднократно направляла представления руководителю Государственной пенитенциарной службы, министрам внутренних дел и образования. Всего в течение 2013 года органы прокуратуры в этой сфере внесли более 800 документов реагирования, по результатам их рассмотрения 961 должностное лицо привлечено к ответственности, отменено
40 незаконных актов.
В.Вышинский заявил, что новый УПК способствовал гуманизации ювенальной юстиции.
Материалы по теме
Может ли подросток заключать договор с адвокатом без согласия родителей? — позиция ВС
в„–32-33 (1538-1539), 07.08—13.08.2021
В США 16-летнему отцу возместили аморальный ущерб в $6 млн
в„–36 (1282), 01.09—09.09.2016
Комментарии
Ви собі уявляєте який потужній інструмент тиску та терору отримає неша "правова" держава. Навіть у справді правових державах ювінальна юстиція визнаня як недосконалий інструмент, якия часто …