Инструкция по делопроизводству наладит отношения между разными инстанциями
Общие суды наконец дождались появления новой инструкции по делопроизводству. Этот правовой продукт адаптирован к нормам Уголовного процессуального кодекса и техническим инновациям, таким как видео-конференц-связь и проект «Электронный суд». Однако самое главное, по-видимому, то, что новый документ унифицировал делопроизводство в судах разных инстанций. Выясним, пойдет ли это на пользу судопроизводству.
Системный учет: времени мало
Прежде всего новая Инструкция по делопроизводству в местных общих судах, апелляционных судах областей, апелляционных судах городов Киева и Севастополя, Апелляционном суде Автономной Республики Крым и Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел предусматривает автоматизированную систему документооборота. Это предопределено тем, что в Стратегическом плане развития судебной власти Украины на 2013—2015 годы в качестве одной из задач предусмотрено «инновационное использование технологий и совершенствование судебных процедур». Именно в рамках реализации этого тезиса на протяжении года проводилось совершенствование программного обеспечения автоматизированной системы делопроизводства. И хотя инструкция уже используется, электронный документооборот работает, процесс приведения в соответствие программного обеспечения и интеграции используемых в судебной системе программных продуктов, в частности программы электронного делопроизводства Д-3, еще продолжается.
Обязанности по ведению делопроизводства распределены между работниками аппарата таким образом, что судья не выполняет функции, прямо не касающиеся осуществления правосудия. Правда, автоматизированная система делопроизводства суда не отменяет бумажные формы отчетности, однако электронному виду документов придается особое значение.
Очевидно, такая автоматизация усиливает контроль за поступлением и исполнением процессуальных документов. Это так называемая профилактика потери бумаг или отсрочки исполнения судебного акта. Ведь согласно новой инструкции в автоматизированной системе указывается и срок исполнения. Это, кстати, касается как процессуальных, так и непроцессуальных документов.
Усилен контроль и за отправкой судами корреспонденции. Так, согласно п.7.1 инструкции вся исходящая корреспонденция принимается, проверяется и отправляется по почте, посредством фельдъегерской или телеграфной связи, по факсу или с помощью других средств, обеспечивающих фиксацию сообщения об отправке, либо передается нарочным службы делопроизводства (ответственным работником или соответствующим структурным подразделением) после регистрации в АСДС. Однако в результате такой повальной регистрации документов, суды сталкиваются с проблемами — загруженностью службы делопроизводства и задержками с отправкой документов участникам судебного производства. Ведь в случае введения централизованной регистрации всей корреспонденции путем заполнения соответствующих форм в автоматизированной системе документооборота количество корреспонденции, подлежащей учету, возрастет в 4—5 раз. Тем более что регистрация большинства документов дублируется в соответствующих журналах учета.
Исчисление разумных сроков
Проблема соблюдения процессуальных сроков, возможно, в первую очередь касается именно местных судов. Службы делопроизводства некоторых местных и районных судов просто не успевают обработать огромное количество заявлений и обращений. За день ответственный работник структурного подразделения аппарата должен обработать все документы, поступившие в учреждение на протяжении суток. То есть процесс обработки совпадает с процессом принятия. Такая непрерывность процесса почти исключает невозможность несоблюдения сроков исполнения документов, которые исчисляются по новой инструкции со дня регистрации входящего документа (заявления, жалобы, иска) в АСДС.
В системе отмечаются и сроки исполнения каждого конкретного документа. Если в предыдущей инструкции не было четких требований к ним, то теперь эти сроки прописаны в тексте документа. Они исчисляются в календарных днях. Сроки могут указываться в тексте документа или резолюции.
В п.5.8 инструкции сроки четко определены. Так, документы подлежат исполнению:
• без указания срока исполнения — в течение 30 дней со дня регистрации документа в АСДС;
• в случае наложения резолюции «Срочно» — в течение 3 дней со дня регистрации документа в АСДС;
• в случае наложения резолюции «Немедленно» или «Безотлагательно» — в течение 1 дня со дня наложения резолюции.
Понятно, что такая градация предопределена необходимостью своевременно рассматривать гражданские дела, уголовные и административные производства. Ведь человеку, который в это время находится под стражей, каждый день дается большой ценой. И только согласованная работа службы делопроизводства, сотрудников аппарата и непосредственно судей может оптимально ускорить рассмотрение тех или иных заявлений, ходатайств и жалоб.
Ознакомление: право или обязанность?
На конституционном уровне в качестве основных принципов судопроизводства закреплены, в частности, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, а также состязательность сторон в предоставлении ими своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности (ст.129). Процессуальное законодательство закрепляет право участников процесса на обязательное ознакомление с материалами дела. Так уж сложилось, что за реализацию этого права рядовым гражданам иногда приходится бороться. Ведь из-за большой загруженности ответственные работники, по большей части это секретари судебных заседаний, отказывают в предоставлении материалов сторонам процесса, когда те обращаются с таким требованием.
Раньше инструкция по делопроизводству регламентировала, что ознакомление может происходить в течение всего рабочего дня. Новый документ также содержит этот тезис. Вероятно, и теперь гражданам придется заранее планировать свою встречу с работником суда и приходить на нее вовремя.
К тому же по-другому будет происходить фиксация самого факта ознакомления. Теперь, ознакомившись с делом, сторона или ее полномочный представитель должны будут расписаться в специальном журнале. Именно в нем указываются номер дела, количество томов или их номера и время выдачи материалов производства посетителю. Это едва ли не единственный случай, когда процессуальное действие не фиксируется в АСДС. Пока.
Единый подход к процессу
Скорее всего, инструкция по делопроизводству станет бестселлером года. Ее появления ждали, а в некоторых судах начали прорабатывать еще на стадии проекта. Однако тот факт, что один документ фактически вместил в себя несколько, причем значительных по объему, заслуживает внимания.
Унификация делопроизводства в судах разных инстанций поможет избежать формального формирования дел, присвоения номера и т.п. Работникам аппарата первой, апелляционной и кассационной инстанций при получении дела будет проще разобраться с полученными документами, они смогут быстрее направить их на исполнение в соответствующее подразделение судебного учреждения.
ГСАУ очень ответственно отнеслась к виду процессуальных документов, в частности к их оформлению. В приложениях к инструкции работники аппарата смогут найти детальные примеры оформления исполнительных листов, распоряжений об исполнении приговоров и других процессуальных документов, памятки о правах и обязанностях сторон.
По мнению специалистов, недоработанным осталось разве что содержание судебной повестки, которая посылается с помощью SMS-сообщения. В документе приведен пример повестки, которая посылается по почте или вручается лицу и отвечает нормам действующего УПК. Однако сугубо технически невозможно соблюдать такие требования к виду документа при формировании SMS-сообщения. Учитывая тот факт, что в настоящее время номера дел и производств могут повторяться в местных и апелляционных судах, у сторон процесса будут возникать сложности с идентификацией дела, по которому поступает SMS-повестка. На этот факт неоднократно обращал внимание Совет судей общих судов.
Несмотря на наличие определенных проблем, новая инструкция привела к одному знаменателю подобное по своей сути и специфике делопроизводство в судах разных инстанций. Единый подход к процессу, его унификация, оптимизация и совершенствование стопроцентно положительно повлияют на качество и оперативность осуществления правосудия. По крайней мере, все на это надеются.
Работники аппарата все заявления регистрируют в автоматизированной системе делопроизводства суда.
Материалы по теме
В райсуде Запорожья переизбрали председателя
10.09.2024
Комментарии
Нова інстукція є, а коли же буже нова зарплата????????????
Да, запомнить 140 страниц - это вам не уголь в шахтах добывать. Не каждый сможет. Недооцененный труд, что тут и говорить.
да нужно выполнять все по инструкции запомнить 140 страниц= приложения и это все дорогие на нашу БОЛЬШУЮ ЗАРПЛАТУ, ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.