Закон «О судоустройстве и статусе судей» и Положение о помощнике судьи суда общей юрисдикции, утвержденное Советом судей Украины, — шаг вперед в признании и урегулировании правового статуса служителя Фемиды. Однако, по мнению помощников судей, нормы, касающиеся порядка их назначения на должность, пребывания на ней и освобождения от должности, только ухудшают их права. Поэтому помощники судей из Приднепровского райсуда г.Черкасс обратились к руководству Верховной Рады, ССУ, главе Государственной судебной администрации и нашему изданию с просьбой помочь решить поднятые вопросы. Письмо приводим ниже.
Изменения, произошедшие в Украине за последние десятилетия, показывают, что страна стала на путь построения правового государства. В связи с этим особое значение приобретают такие вечные ценности, как гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве человек, его права и свободы провозглашены наивысшей ценностью, их признание и обеспечение соответствующими гарантиями — важнейшая обязанность государства.
Следует отметить, что в течение почти 5 лет существования должности помощника судьи в местных общих судах помощники судей зарекомендовали себя как эффективные работники аппарата, которые способны существенно помочь судьям в условиях растущей нагрузки.
Согласно требованиям ч.2 ст.3 Конституции права и свободы человека определяют содержание и направленность деятельности государства. Это свидетельствует о том, что самым доступным институтом защиты прав граждан в сфере правовых отношений являются именно суды первой инстанции. Кроме того, их деятельность должна способствовать повышению авторитета государства. Именно суд является органом, который гарантирует и защищает права от имени государства от любых посягательств и нарушений.
Судебная реформа в Украине осуществляется уже не один год. О ней можно узнать из всех СМИ. И вот наконец сделан «значительный» шаг в реализации судебной реформы — 7 июля 2010 г. Верховная Рада приняла закон «О судоустройстве и статусе судей». Он должен положить начало новому этапу судебно-правовой реформы в Украине, усовершенствовать судебную систему в нашем государстве.
Вполне естественно, что осуществление правосудия невозможно без четкой организации работы аппарата. В работе судов не должно быть случаев волокиты, грубости и невнимательного отношения к гражданам. Именно поэтому основной опорой для судей являются их помощники. Согласно действующему законодательству Украины помощник судьи не осуществляет правосудия, но оказывает судье помощь в рамках своих полномочий. Основными задачами помощника являются:
- составление для судьи проектов документов;
- подбор законодательства и судебной практики, необходимых для рассмотрения судьей конкретного дела;
- ознакомление участников процесса с материалами судебных дел; подготовка материалов для рассмотрения судебного дела и контроль за выполнением соответствующих документов и т.п.
Делегирование части полномочий (подготовка проекта решения суда) помощнику способствовало значительному увеличению производительности труда судьи. Решение проблемы увеличения объема работы судьи в последние годы стало возможным благодаря введению должности помощника судьи.
Несмотря на важность работы помощника (и его незаменимость для судьи), его правовому статусу на законодательном уровне не было уделено надлежащего внимания. До июля 2010 г. должность помощника судьи лишь упоминалась в законе «О судоустройстве» от 5.06.81, а правовой статус фактически был урегулирован на уровне локальных актов местных судов общей юрисдикции.
В законе «О судоустройстве и статусе судей» появилась ст.151 «Помощники судей судов общей юрисдикции», частично урегулировавшая правовой статус помощника судьи на законодательном уровне. Так, в данной статье установлено, что каждый судья суда общей юрисдикции может иметь помощника, правовой статус и условия деятельности которого определяются данным законом и положением о помощнике судьи, утвержденным ССУ. Помощником судьи может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и свободно владеющий государственным языком. Помощники судей прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату соответствующего суда, на них распространяется действие закона «О государственной службе». Судьи самостоятельно осуществляют отбор помощников. Помощник судьи назначается на должность и освобождается от должности руководителем аппарата соответствующего суда по представлению судьи. Помощники судей в вопросах подготовки дел к рассмотрению подотчетны только соответствующему судье.
Решением ССУ от 25.03.2011 утверждено Положение о помощнике судьи суда общей юрисдикции, в котором нашли свое отображение те вопросы, которых нет в законе, в частности порядок отбора помощника, порядок прохождения им государственной службы, подчинение руководителю аппарата и председателю суда и отношения с ними, порядок и основания освобождения от должности.
Бесспорно, введение в закон «О судоустройстве и статусе судей» отдельной статьи о помощнике судьи и утверждение положения о помощнике судьи является шагом вперед в признании и урегулировании правового статуса помощника. Однако, по нашему мнению, нормы, касающиеся порядка назначения, пребывания на должности и освобождения от должности помощника судьи только ухудшают положение и права помощника судьи как человека и гражданина.
Почему-то наши законотворцы забыли о защите прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и в Конституции. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Согласно закону «О судоустройстве и статусе судей» и «О государственной службе» помощники судей являются госслужащими. Однако в соответствии с положением о помощнике судьи назначение на должность помощника осуществляется без конкурсного отбора на основании письменного представления судье руководителем аппарата соответствующего суда, что фактически является патронатной службой. Кроме того, в соответствии с данным положением в случае прекращения полномочий судьи соответствующего суда помощник судьи освобождается от занимаемой должности с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательством.
Положение полностью перечеркивает и ограничивает право госслужащего на продвижение по службе, которое гарантировано ст.27 закона «О государственной службе». Поэтому возникает вопрос, стоит ли другим работникам суда стремиться занять должность помощника на определенный период, ведь помощник судьи функционально выполняет высокоинтеллектуальные задачи, связанные с аналитикой, исследованием и изучением дел постоянно меняющегося законодательства, отслеживает документацию, связанную с производством по делам. Есть ли в этом смысл?
Мы согласны с тем, что судья может осуществлять оценку наличия у лица тех знаний и навыков, которые, как он считает, должен иметь помощник. Судья также обращает внимание на личностные и психологические особенности человека, претендующего на должность помощника.
В соответствии с ч.4 ст.149 закона «О судоустройстве и статусе судей» руководитель аппарата суда назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, применяет к ним поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Отбор работников аппарата суда осуществляется на конкурсной основе. Однако эта правовая норма идет вразрез с условиями назначения на должность помощника судьи, где отсутствует требование относительно конкурсного отбора на должность.
Почему помощник, который успешно и профессионально исполняет свои должностные обязанности, стремится и в дальнейшем работать на занимаемой должности, должен увольняться вместе с судьей, а в лучшем случае (при наличии в суде вакантных мест) ему может быть предложена должность, которая не требует высшего юридического образования (работника по обслуживанию дома правосудия или машинистки)? Разве это не нарушение трудовых прав человека?
Еще одной коллизионной нормой положения является п.27, в соответствии с которым помощники судей, назначенные на эти должности до утверждения положения, с их письменного согласия, на основании представления судьи, продолжают свою службу на время осуществления судьей полномочий в соответствующем суде после издания приказа руководителем аппарата.
А как же быть с одним из основных принципов права о недопустимости обратной силы закона? Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи, которые имели место до вступления его в силу. К конкретному факту или случаю необходимо применять закон, который действовал в момент, когда произошел данный случай или имел место факт. Это правило воспроизводит постоянство в отношениях между субъектами права, способствует уверенности граждан в стабильности их правового положения, в прочности правопорядка. Почему в данном случае закон имеет обратную силу и должно ухудшаться положение помощника судьи? Ведь это недопустимо и является прямым нарушением ст.58 Конституции, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
Почему нельзя осуществлять выбор среди тех опытных помощников, которые хотят работать, проработали не один год и имеют большой опыт и все те качества, которые должен иметь помощник судьи.
Поэтому обращаемся с просьбой пересмотреть положения правовых актов, касающихся помощников судей. Надеемся, что нас могут услышать и принять объективное решение.
Коллектив помощников судей Приднепровского районного суда г.Черкасс
Прямая речь
Раиса ХАНОВА, заместитель председателя Совета судей Украины:
— Как член Совета судей Украины, проголосовавшая за Положение о помощнике судьи суда общей юрисдикции, я не имею права иметь мнение, отличающееся от мнения коллегиального органа. Я голосовала так же, как другие члены ССУ, за это положение. Принимая это положение, мы сделали шаг к выполнению закона, а насколько удачной является эта попытка — покажет время. В наш адрес поступило уже немало обращений от помощников. Из того, что я слышу от помощников, которые работают со мной в суде, из того, что я читаю в юридических изданиях, больше критики наблюдаю относительно отдельных положений. Поэтому, ввиду ряда обращений, нам придется обязательно вернуться к этому вопросу, в очередной раз его обсудить и проанализировать.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 7.76 МБ)
Комментарии
Ну щоб було краще і треба обговорювати-гуртом і батька легше бити..
Нічого нового ці помічники не написали. У своєму колективі ми (помічники) вже давно обговорювали ці питання. І те, що є негатив то і так всім ясно, а от що треба робити, щоб було краще то ніхто не каж…