Как повлияет закон об отмене техосмотра на каско и автогражданку
Продолжая рассмотрение положений закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» №3565-VI, на этот раз выясним, как данный документ может повлиять на договоры страхования наземного транспорта.
Страховка vs техконтроль
Итак, уже 13 августа государственный технический осмотр превращается в технический контроль, обязательный лишь для коммерческого транспорта. Согласно новой редакции ст.10 закона «О дорожном движении» техническое состояние частных легковых машин остается полностью на совести их собственников (детальнее об этом читайте в №30 «ЗиБ»). Тем не менее автомобилисты выражали опасения, что просто так Госавтоинспекция не сдастся и без прохождения техконтроля не будут выдавать обязательные полисы автогражданки.
На самом деле связь между полисами, выдаваемыми страховыми компаниями, и протоколами проверки, которые будут составляться частными сертифицированными СТО, прослеживается лишь тогда, когда речь идет о коммерческом транспорте.
Согласно новой ст.17 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» обязательным условием заключения договоров автогражданки с собственниками транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю по закону «О дорожном движении», является прохождение такими транспортными средствами технического контроля и признание их технически исправными.
Этой же нормой установлено, что для такой категории транспорта договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности заключаются на срок, не превышающий срока прохождения автомобилем очередного технического контроля.
Другими словами, без прохождения технического контроля таким транспортом полис его владельцу выдаваться не будет.
Также законодатель предусмотрел механизм контроля за выполнением данного требования и санкции за его нарушение. Так, ст.20 закона «О страховании» была дополнена новой обязанностью страховщика — предоставлять Госавтоинспекции информацию о заключении договоров автогражданки, а в Кодексе об административных правонарушениях — подкорректирована ответственность водителей за непрохождение техконтроля (ст.121) и работников страховых компаний за безосновательную выдачу специального знака автогражданки (ст.1271).
Но все это, напомним еще раз, касается лишь коммерческого транспорта. Собственнику частного легкового авто, даже если последнее имеет все возможные и невозможные технические неисправности и не соответствует требованиям (п.31.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабмина от 10.10.2001 № 1306), страховщик не вправе отказать в выдаче полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
Что почем
Что будет со стоимостью автогражданки и каско? Пожалуй, этот вопрос сейчас больше всего интересует автолюбителей. Дело в том, что сразу после того, как парламент принял закон об отмене техосмотра, в средствах массовой информации появились слухи о том, что страховщики поднимут цены. Комментарии самих страховщиков были неопределенными, вроде того, что руководство компании в этом вопросе пока не определилось. Учитывая страховые риски, возможно, будут применяться коэффициенты в зависимости от наличия (отсутствия) документов о состоянии автомобиля.
Насколько обосновано повышение цен на полисы? Статистические данные за первое полугодие 2011 года по самому аварийно опасному региону Украины — г.Киеву, — свидетельствует, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий (а для страховщиков, соответственно, страховыми случаями) были: нарушение правил маневрирования (195 ДТП), нарушение правил проезда пешеходных переходов (113), превышение установленной скорости движения (72), нарушение правил проезда перекрестков (68), несоблюдение дистанции (44) и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (31).
Как видим, «хит-парад» причин ДТП полностью «сформирован» человеческим фактором. Проблемы с состоянием авто сюда вообще не попали. А учитывая, что техосмотр для водителя довольно часто был формальной процедурой, если риск страховых компаний в связи с его отменой и повышается, то весьма незначительно.
Что касается автогражданки, то, как известно, размеры страховых платежей не зависят от желаний страховщиков. Есть установленный распоряжением Госфинуслуг от 09.07.2010 №566 базовый платеж, им же закреплены и корректирующие коэффициенты (в частности, тип транспортного средства, место эксплуатации, сфера использования, водительский стаж). И страховая компания не может менять их по своему усмотрению.
Таким образом, подорожать страховка может лишь в случае, если в указанный нормативно-правовой акт будут внесены изменения. Пока же на сайте Госфинуслуг нет даже соответствующего проекта регуляторного акта.
Стоит также заметить, что попытки Госфинуслуг закрепить на нормативном уровне корректирующий коэффициент в зависимости от факта прохождения транспортным средством технического контроля могут подвергнуться критике из-за принуждения к приобретению товаров и услуг, что запрещено ст.17 закона «О защите прав потребителей» и ст.9 закона «О защите от недобросовестной конкуренции».
Цены на полисы каско теоретически могут быть пересмотрены, так как их определяет сам страховщик. Однако есть ли ему смысл делать это, уменьшая и без того невысокий спрос на этот вид добровольного страхования?
Поскольку ответственность за содержание транспортного средства в исправном состоянии несет собственник, намного проще, а главное — обоснованнее, предусмотреть в договоре дополнительное основание для отказа в возмещении убытков, нанесенных вследствие нарушения страхователем Правил дорожного движения. Так, сейчас договоры каско, как правило, содержат положения, согласно которым в случае нарушения правил обгона, правил проезда железнодорожных переездов, пересечения сплошной осевой, нанесенные убытки не возмещаются. Здесь вполне может появиться и нанесение ущерба вследствие технических неисправностей транспортного средства.
Таким образом, объективных причин для повышения цен на полисы автогражданки и каско пока нет. Правда, нельзя ручаться, что отмена ТО не будет использована предпринимателями в качестве повода.
Трудности переходного периода
Как отмечалось ранее (№32 «ЗиБ»), одним из приятных нововведений закона №3565-VI стала отмена нотариально удостоверенной письменной формы договора займа наземного самоходного транспортного средства, другими словами, отмена доверенностей. То есть теперь наличия у водителя технического паспорта уже достаточно, чтобы у сотрудника ГАИ не возникало вопросов по поводу правомерности использования автомобиля как имущества. Однако, чтобы вопросов не было совсем, у водителя должны быть также водительское удостоверение и полис автогражданки.
Если с правами все ясно, то с договором обязательного страхования гражданско-правовой ответственности могут быть нюансы. В полной мере свободны от доверенностей при передаче машины лишь те, у кого автогражданка по состоянию на 13 августа оформлена по договору І типа.
Напомним: согласно ст.15 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» пока еще существуют три типа договоров:
I тип — страхование ответственности за вред, причиненный вследствие эксплуатации транспортного средства, указанного в договоре страхования, любым лицом, эксплуатирующим его на законных основаниях;
II тип — страхование ответственности за вред, нанесенный вследствие эксплуатации любого транспортного средства или одного из транспортных средств, указанных в договоре, лицом, указанным в договоре страхования;
III тип — страхование ответственности за вред, нанесенный вследствие эксплуатации транспортного средства, указанного в договоре страхования, лицом, указанным в договоре страхования, или одним из лиц, указанных в договоре.
Если посмотреть внимательно, то более дешевые ІІ и ІІІ тип договоров страхования не будут обеспечивать возмещения вреда, нанесенного водителем, не вписанным в полис. То есть к такому автолюбителю обязательно возникнут претензии со стороны инспектора ГАИ, ибо, несмотря на правомерность использования автомобиля, страховка отсутствует. А это — нарушение закона.
Правда, с 18 сентября 2011 года ІІ и ІІІ типа договоров уже не будет: вступает в силу закон №3045-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения», отменяющий их в связи с наделением водителей правом оформлять ДТП без участия органов милиции.
Но пока еще страховые компании выдают полисы ІІ и ІІІ типа, а поэтому в ближайший год стоит интересоваться, по какому типу застрахована автогражданка, когда вы будете брать «напрокат» машину у своего друга.
То же самое касается транспортных средств льготной категории собственников, перечисленных в ст.13 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» (участники боевых действий, инвалиды, лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, пенсионеры). Их льготы, а это полное освобождение от автогражданки или 50-процентная скидка, не распространяются на других лиц, севших за руль их авто.
В каких случаях теперь сотрудник ГАИ имеет право останавливать вашу машину и что нужно знать водителю о законных основаниях и поводах инспектора дополнительно читайте в материале ЗиБ «Стоп, машина!».
Действительно ли отменен техосмотр и как теперь Госавтоиспекция будет обеспечивать исправность технических средств на дорогах также можно узнать в статье «ТО да не то».
В материале «Ни дать, не взять» рассмотрен вопрос, обязан ли водитель передавать по требованию работника ГАИ для проверки права и техпаспорт после 13 августа 2011 года.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.99 МБ)
Согласно закону автогражданку можно оформить даже на неисправный автомобиль.
Комментарии
Действительно гайцы стали проверять по какому типу оформлена автогражданка. Еле отмазался.
ОСАГО по третьему типу (которые и сейчас заключаются) будут действовать до конца их срока. Никаких перезаключений не нужно. Откуда паника?
Будут ли продолжать действовать полисы ОСАГО по З типу до конца их срока согласно полиса или нужно доп соглашение и доплата соответственно до полиса по 1 типу?Прошу ответить компетентных товарищей.Спа…