«Судья должен получать достойную зарплату в соответствии с высоким социальным статусом»
Разрабатывая законодательные изменения, их инициаторы не всегда могут спрогнозировать, как будут реализовываться новации и дадут ли они желаемый результат. Последнее время в системе правосудия имели место серьезные преобразования и готовятся новые. О том, как судьи воспринимают нововведения и на какие проблемы законников стоило бы обратить внимание власть имущим, корреспонденту «ЗиБ» рассказал председатель Апелляционного суда Житомирской области Виталий КОТИК.
«Полномочия председателя суда существенно уменьшились, а ответственность осталась»
— Должность председателя Апелляционного суда Житомирской области вы заняли только в начале этого года. Какие основные цели наметили для себя на первое время?
— Основная цель — воплощение в жизнь государственной воли, закрепленной в законах. А этого невозможно достичь, не создав необходимые условия для надлежащего функционирования суда.
В первую очередь в коллективе должна быть на должном уровне моральная атмосфера. Конечно, учет и контроль — это, как указывал классик, первая заповедь, но должны быть и доброжелательность, и доверие.
Обустройство рабочих мест сотрудников тоже не может оставаться вне поля зрения председателя суда. У нас хорошее современное здание, но значительная его часть с 2003 года находится во временном пользовании учреждения, не имеющего никакого отношения к осуществлению правосудия. В то же время судьи вынуждены работать по двое-трое в одном кабинете, хотя ч.2 ст.133 закона «О судоустройстве и статусе судей» гарантирует каждому из них обеспечение отдельным кабинетом. Мы не можем заполнить штаты судей и их помощников, обустроить достаточное количество залов судебных заседаний, чтобы ликвидировать остаток нерассмотренных дел. Надеюсь, нам удастся решить эту проблему при содействии местной исполнительной власти, которая обещала помощь.
Главные наши задачи — оперативное слушание дел и существенное сокращение количества гражданских и уголовных дел, которые суды области рассматривают годами. Особую обеспокоенность вызывают дела, в ходе рассмотрения которых подсудимые долгое время находятся под стражей. Кроме того, ожидают рассмотрения тысячи административных дел, связанных с социальными выплатами, хотя этот вопрос давно должен был быть решен на законодательном уровне.
— После судебной реформы существенно уменьшились полномочия председателя суда. Как вы относитесь к этим новациям? Достаточно ли имеющихся сегодня возможностей для эффективной работы?
— В результате судебной реформы методы и формы руководства судом кардинально изменились. Организационное обеспечение работы суда осуществляет его аппарат во главе со своим руководителем. И я считаю правильным то, что председателей судов лишили определенной части административных рычагов. Это делает невозможным влияние на осуществление правосудия. Наиболее реальной защитой от такого вмешательства должны быть именно органы судейского самоуправления.
Но все же персональная ответственность за соблюдение требований законодательства в каждом суде фактически возлагается на председателя суда. То есть полномочия существенно уменьшились, а ответственность осталась. Предъявляя председателям судов требования улучшить работу, необходимо обратить внимание на то, имеют ли они реальный механизм и правовые рычаги для выполнения этих требований.
— В соответствии с принятыми год назад изменениями председатели судов не могут быть членами советов судей. Как вы считаете, целесообразно ли такое ограничение?
— Согласно п.3 ч.6 ст.122 закона «О судоустройстве и статусе судей» «совет судей вносит представление Высшему совету юстиции относительно назначения судей на административные должности в судах и освобождения их от таких должностей».
По моему мнению, ограничивать право председателей судов быть членами советов судей целесообразно. Судей на административные должности должны назначать их коллеги, которые сами не находятся на таких должностях. Потому что такое назначение приводит к простому правилу: сегодня ты назначаешь меня, а завтра я— тебя.
Органы судейского самоуправления в своей основе должны формироваться из низовых звеньев, а не высших и реально обеспечивать и оберегать независимость судей.
«Финансирование нашего суда на этот год снижено»
— Многие судьи жалуются на условия труда: старые помещения, не хватает оргтехники, не у всех есть собственные кабинеты. При этом еще год назад говорили об отсутствии в судах средств даже на оплату почтовых и коммунальных услуг. А какая в настоящее время ситуация в вашем суде?
— Только эти статьи расходов и профинансированы. Хотя львиную долю средств «съедают» административные дела. Финансирование нашего апелляционного суда на этот год снижено: на заработную плату выделено на 5% меньше денег, на оплату услуг — на 40%, на приобретение оборудования и предметов долговременного пользования средства вообще отсутствуют. «А бедный суд — опасный суд», — сказал в своем интервью мой уважаемый коллега из Чернигова Садиг Тагиев. И я полностью с ним согласен. Мы не можем заполнить вакансии, закупить технику в достаточном количестве и т.д. Сегодня, к сожалению, судьи надлежащим образом не обеспечены всем необходимым для работы и нагрузка на них чрезмерна, но эти факторы не должны влиять на правильность судебного решения.
— Недавно Верховная Рада приняла закон «О судебном сборе». По вашему мнению, позволят ли изменения поднять финансирование третьей ветви власти на достаточный уровень?
Надеюсь, что с принятием закона «О судебном сборе» ситуация с финансированием в судах улучшится. Но насколько она улучшится, зависит от того, кто же реально будет распоряжаться собранными средствами.
«Введен централизованный конкурс по единым критериям и на единой методологической основе»
— Летом Высшая квалификационная комиссия начала тестирование кандидатов на должности судей. Как вы считаете, позволит ли новый механизм проводить более качественный отбор?
— Новая процедура отбора кандидатов для назначения на должность судьи впервые достаточно прогрессивна. При условии добросовестного соблюдения этой процедуры она может обеспечить объективный отбор.
Я глубоко убежден, что анонимное тестирование — это едва ли не единственный способ уже на этапе формирования судейского корпуса уменьшить риск попадания в него неподготовленных или случайных людей.
Однако при окончательном утверждении на должность судьи нужно, чтобы учитывался опыт работы в области права, моральные качества кандидата, его жизненный опыт, далеко не всегда тождественный количеству прожитых лет. Ведь существуют суровые реалии, связанные с честным исполнением обязанностей, огромной загруженностью и ответственностью за каждое свое действие, необходимостью мгновенно реагировать в условиях публичности и т.п. По моему мнению, если человек несколько лет не работал на службе, тесно связанной с участием в судебных процессах, есть большое сомнение в том, что он подходит для работы в должности судьи.
— Новую систему отбора часто критикуют, поскольку председатели судов потеряли возможность влиять на то, какие судьи придут в их суды. Как вы относитесь к этому ограничению?
— Порядок назначения на должность судьи суда общей юрисдикции четко определен стст.66—72 закона «О судоустройстве и статусе судей». Поэтому мое отношение к новой процедуре заключается в соблюдении требований закона. Очевидно, что позитив в новой системе отбора действительно есть, поскольку введен централизованный конкурс по единым критериям и на единной методологической основе.
Кроме того, при назначении судьи и решении вопроса о его дальнейшем пребывании в должности целесообразно было бы учитывать и мнение собрания судей как органа судейского самоуправления.
— Помощники или другие работники аппарата вашего суда проходили тестирование в ВККС? Какие у них результаты и каковы их впечатления?
В первом отборочном экзамене, назначенном Высшей квалификационной комиссией судей на 22 мая, приняли участие помощники судей Апелляционного суда Житомирской области. Такой публичный экзамен на выявление реального уровня правовых знаний и процессуальных умений им понравился, они были поражены отличной организацией мероприятия, доброжелательным отношением к участникам тестирования и автоматизацией процесса проверки ответов. К сожалению, нужного количества баллов не набрал ни один. Поэтому победят сильнейшие.
«Как работать ритмично, если программа может несколько недель не распределять дела одному судье?»
— После введения автоматизированной системы распределения дел появилось немало нареканий на неравномерность нагрузки, когда одни судьи получали большое количество дел, а другие оставались почти без работы. Ваш суд сталкивался с этой проблемой? Как вы в целом оцениваете работу автоматизированной системы?
— Введение автоматизированной системы распределения дел способствует повышению прозрачности и подотчетности деятельности судов. Считаю, что, это повысит уровень доверия общества к судебной власти. Что касается принципа очередности и распределения одинакового количества дел каждому судье, то тут имеем большую проблему, поскольку вопрос связан с техническими параметрами работы автоматизированной системы документооборота суда, которая, несмотря на бесконечные совершенствования, значительно осложняет и без того нелегкую работу судьи. Как работать ритмично, если программа может несколько недель не распределять дела одному судье и в течение того же времени по несколько десятков в день распределять другому? Согласно Положению об автоматизированной системе документооборота суда на собрании судей мы исключаем из автоматического распределения то одного, то другого судью. Но это не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться. Бывает также сложно определить судей-докладчиков по уголовным делам, поступающим из районных судов и имеющим определенные даты рассмотрения апелляций. Автоматизированная система документооборота при выборе судьи-докладчика не предусматривает, что в то или иное время судья будет находиться в отпуске.
Такой глобальный проект стоило бы «обкатать» в отдельных судах, потому что лихорадит все суды страны.
— В настоящее время готовится проект нового Уголовного процессуального кодекса. Согласны ли вы с тем, что действующее законодательство не обеспечивает настоящей состязательности сторон и обвинение имеет значительно больше шансов на победу?
— Да, согласен. И я думаю, что принятие нового Уголовного процессуального кодекса — это шаг в правильном направлении. Шаг давно ожидаемый, поскольку позволит на законодательном уровне изменить принципы уголовного процесса, исключить обвинительный уклон всех действий, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая процедурами обжалования приговоров.
Новый УПК существенно расширит полномочия стороны защиты, исключив монопольное право стороны обвинения на сбор доказательств, их оценку и предоставление суду. Это даст равные возможности обеим сторонам для доказывания своей правоты уже непосредственно в суде.
— По данным адвокатов, в нашем государстве оправдывают лишь 0,2% обвиняемых. Органы расследования действительно работают настолько эффективно или судьи просто не осмеливаются противостоять прокуратуре?
Ответ на этот вопрос содержится в предыдущем вашем вопросе. Само действующее законодательство не обеспечивает настоящей состязательности сторон, поэтому обвинение имеет значительно больше шансов на победу. И я убежден, что со вступлением в силу нового УПК количество оправдательных приговоров возрастет, поскольку оправдательный приговор — нормальное явление в демократическом обществе.
«Мнение общественности о взяточничестве судей сформировали недобросовестные представители сторон»
— Коррупция — одна из основных проблем нашего государства, сталкиваются с ней и суды. Что может помочь в решении этой проблемы: усиление ответственности и надзора за судьями, повышение зарплат, более тщательный отбор кандидатов?
— А кто будет следить за теми, кто будет следить за судьями? И где гарантии, что они честнее судей, за которыми будут осуществлять надзор? Поэтому и за ними нужно осуществлять надзор. Да и критерии их отбора должны быть еще жестче, чем при отборе судей. Это дорога в никуда.
Не нужно плодить и кормить надзирателей. Вместо этого судья должен получать достойную зарплату в соответствии с высоким социальным статусом.
Без преувеличения можно утверждать: коррупция в судейском корпусе наиболее опасна, потому что подрывает веру в правосудие — последний оплот законности и справедливости.
По моему мнению, совершенствование процедуры отбора кандидатов на должность судьи является основной составляющей системы предотвращения коррупции в судейском корпусе. Особое внимание должно уделяться личным и моральным качествам кандидата. Например, в Республике Польша к кандидату на должность судьи согласно закону об общих судах выдвигается 7 требований, среди которых на втором месте — психологические особенности и высокие моральные качества. В Соединенных Штатах Америки перед назначением на должность судьи кандидат проходит серьезную проверку, включая и анализ черт характера, поскольку согласно канонам судебной этики США служителем Фемиды не должно быть лицо, характер которого не подходит для осуществления правосудия.
— Лично вам за время работы судьей предлагали взятки? Чувствовали ли вы, что на вас оказывают давление?
— Нет. Коррупционные деяния судей — не распространенное явление. Я считаю, что в значительной степени мнение общественности о взяточничестве судей сформировали недобросовестные представители сторон, которые для оправдания своих высоких гонораров ссылаются на необходимость подкупа судьи. Они достаточно умело прогнозируют результат рассмотрения дела и убеждают доверителя, что взятка передана судье.
Однако, несмотря на это, должен быть последовательный и системный подход к профилактике коррупционных действий. И особую роль в этом должны играть органы судейского самоуправления, квалификационные комиссии судей и Высший совет юстиции.
А что касается давления, то самые большие возможности для этого имеет то государство, которое материально не обеспечивает задекларированный высокий статус судьи — гаранта свободного общества.
— Как вы считаете, сложнее ли судье рассматривать резонансные дела и в чем здесь может быть опасность?
— То, что судья должен быть беспристрастным и независимым, — аксиома. Но и то, что пребывание в определенном окружении делает невозможной независимость от этого окружения, тоже не требует доказательств.
При рассмотрении резонансных дел на судей оказывают эмоциональное, а нередко и агрессивное информационное влияние. И в этом таится опасность, поскольку «судья, который вынес приговор в приступе гнева, сам заслуживает смертного приговора». Эти слова принадлежат гуманисту Мишелю Монтеню, который свои философские «Опыты» написал, уже имея опыт работы в должности судьи.
С тех пор люди стали не намного мудрее и эмоционально устойчивее. Поэтому я снимаю шляпу перед Павлом Гвоздиком, который, будучи председателем Ивано-Франковского апелляционного суда, первым в стране предусмотрел в штате суда должность психолога. По моему глубокому убеждению, в такой сфере, как правосудие, это необходимо.
— И в завершение: какими будут ваши пожелания читателям нашего еженедельника?
— Читателям и коллективу еженедельника хочу пожелать здоровья, успехов, добра, то есть чувствовать себя счастливыми. И не воспринимайте судей и судебную систему только в свете негативных публикаций и примеров. Потому что в действительности большинство судей работают добросовестно и четко придерживаются требований закона.
Справка
Виталий Котик
родился 4 апреля 1958 г. в поселке Любар Житомирской области. После школы работал на заводе, затем служил в армии. Из армии вернулся с направлением на поступление вне конкурса на юридический факультет Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко. Но подал документы в Харьковский юридический институт и поступил на общих основаниях.По окончании вуза два года исполнял обязанности народного судьи в г.Сквира Киевской области. С 1986 г. в течение десяти лет — судья Королевского районного суда г. Житомира. Затем 14 лет работал председателем Богунского райсуда г.Житомира — самого большого в области районного суда. В феврале нынешнего года назначен председателем Апелляционного суда Житомирской области.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 9.08 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!