Уважение к государственной символике является показателем патриотической, высокой политико-правовой культуры народа
Андрей ПОТЕМКИН
Государственные символы каждого народа обычно связаны с многовековой традицией. И Украина не исключение. Однако в нашем государстве до сих пор нет специальных законов, которые бы регулировали порядок использования государственных символов. Это порождает неопределенность в том, что касается их использования и защиты как конституционных ценностей. В своем решении от 16.06.2011 6-рп/2011 Конституционный Суд особо отметил, что необходимо безотлагательно установить порядок использования государственных символов согласно требованиям Основного Закона. Ведь на двадцатом году независимости этот вопрос остается открытым. К сожалению, в молодом Украинском государстве данному вопросу не уделяется должного внимания. Такое отношение к государственным символам во многом предопределено незнанием их истории, национальных традиций, весомости и значимости для человека, государства, нации.
Без политического подтекста
Позаботиться о порядке использования своих символов должно само государство. Это его прямая обязанность. В нашем случае — обязанность народных депутатов.
Именно этих вопросов касается решение КС №6-рп/2011, которое наделало так много шума в стране. Однако, как бы кому-то ни хотелось, никакого политического подтекста оно не содержит. Суд никоим образом не касался вопросов форм увековечения победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Это решение направлено именно на защиту одного из государственных символов Украины — Государственного Флага.
Принимая решение о неконституционности отдельных положений закона «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» от 20.04.2000 №1684-III (с внесенными в него изменениями), Суд исходил из следующего.
Согласно ч.6 ст.20 Конституции описание и порядок использования государственных символов Украины устанавливаются законами, которые принимаются не менее чем 2/3 конституционного состава Верховной Рады, что подчеркивает их особо важную роль в государстве.
В абз.4 пп.2 п.1 закона №1684-III предусмотрено, что основными формами увековечения победы и подвига народа-победителя является, в частности, «официальное поднятие в День Победы копий Знамени Победы на домах (мачтах, флагштоках) наряду с Государственным Флагом Украины». То есть законодателем данной нормой был установлен порядок использования Государственного Флага Украины наряду с копией Знамени Победы в день Победы.
Таким образом, законом от 21.04.2011 №3298-VІ, которым внесены изменения в порядок использования Знамени Победы, фактически был установлен порядок использования Государственного Флага, и именно при установлении этого порядка (относительно официального поднятия стяга) законодатель и допустил нарушения требований ч.6 ст.20 Конституции относительно необходимости принятия таких законов квалифицированным большинством — 2/3 конституционного состава Верховной Рады.
То есть в данном случае имели место нарушения конституционной процедуры принятия нормативно-правового акта, что в соответствии со ст.152 Основного Закона является основанием для признания его неконституционным. Именно это и отметил КС. Таким образом, в решении №6-рп/2011 нет даже намека на запрещение использования копий Знамени Победы как символа подвига солдат в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Следует также отметить, что КС счел нужным обратить внимание парламента на необходимость законодательного закрепления порядка использования государственных символов, в том числе и Государственного Флага, с соблюдением требований ч.6 ст.20 и п.4 ч.2 ст.92 Конституции. Ведь до сих пор в государстве отсутствует специальный закон, который бы регулировал порядок использования и защиты государственных символов как конституционной ценности.
Свидетельством обоснованности, своевременности и взвешенности этого решения является то, что в день 70-й годовщины со дня начала Великой Отечественной войны в стране не произошло никаких чрезвычайных происшествий или провокаций, основанием для которых стало бы использование копий Знамени Победы и государственных символов Украины.
Символика независимой Украины
Вообще, государственная символика олицетворяет национальный суверенитет, верховенство и независимость власти в нашей стране. Образы Государственного Флага, Государственного Герба и звучание Государственного Гимна Украины символизируют украинскую государственность и конституционные ценности, закрепленные в Основном Законе, традиции и культуру Украинского народа.
Уважительное отношение к государственным символам — это показатель высокого национального сознания и важная обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, человека и гражданина. Государственная символика — это олицетворение национального единства, чести и достоинства, традиций создания государства, истории и современности Украинского народа.
В ст.11 Конституции отмечается, что «государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры». Образы государственных символов — это историко-культурное наследие Украинского народа, вокруг которого на протяжении веков консолидировалась украинская нация в освободительной борьбе за свободу и независимость, национальную идентичность.
Военные стяги
Как символ или средство сигнализирования флаг появился еще во времена античности и стал использоваться на европейском геополитическом пространстве уже в эпоху раннего средневековья.
История нашего флага берет начало еще от древнерусских знамен, которые были, по сути, очень простыми: длинные жерди, к верхушкам которых крепились ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты, — в летописях они назывались «челкою стяговою». Древние стяги были на Руси в большом почете еще во времена язычества, а после принятия христианства они освящались образом животворящего креста. Ни одно войско без флага не выступало в поход и не вступало в бой.
Уже тогда цвет приобрел государственное значение, прежде всего на военных знаменах — стягах, печатях, гербах, на княжеских грамотах. Знамена стали народными святынями, которым поклонялись с верой и надеждами на заступничество. Идея святости перешла и в христианскую эпоху.
В «Слове о полку Игореве» упоминаются «чрвлен стяг», «бела хоругвь», «чрвлену челку».
Во времена Золотой Орды на гербе Черниговской земли — орел с золотым крестом, на гербе Подолья — золотое солнце и крест. Следовательно, желтый цвет присутствует на многих символах украинских земель. Значение государственных приобрели также синий, голубой и цвет небесной лазури.
Польский историк Ян Длугош описал хоругви Львовской и Перемышльской земель во время Грюнвальдской битвы 1410 года. Они были выполнены в желтом цвете и голубом.
С XVIII в. полковые и сотенные стяги Войска Запорожского все чаще представляют собой голубое полотнище, на которое желтой краской наносят кресты, звезды, оружие, фигуры святых, а впоследствии — казака с самопалом и с золотым (желтым) щитом.
Буржуазно либеральная, но прогрессивная Главная Русская Рада, созданная в 1848 году, подняв желто-голубой флаг, начала борьбу за возрождение украинской нации. Повсеместно эти цвета начали использоваться с 1911 года.
С началом Первой мировой войны на синих флагах сечевых стрельцов появляется золотой лев. Желто-голубые знамена развевались в 1914 году, во время 100-летнего юбилея Великого Кобзаря, не только в Украине, но и в Вене, Праге, Варшаве, Кракове.
25.03.1917 в Петрограде состоялась манифестация украинцев по поводу панихиды по Кобзарю. Над 20-тысячной толпой реяли украинский сечевой флаг, запорожские бунчуки, на груди у многих — желто-синие знаки. Петроградская газета «Русская воля» написала: «У всех желто-голубые флажки. Надписи на желто-голубом поле: «Пусть живет свободная Украина!».
14.05.1917 эшелоны украинцев отправились на немецкий фронт из Киева под желто-голубыми флагами.
В марте 1918 года Центральная Рада утвердила желто-синий флаг символом Украинской Народной Республики. 13 ноября того же года сине-желтый флаг стал государственным символом Западно-Украинской Народной Республики. 20 марта 1920 года такой же флаг был утвержден на Подкарпатской Руси, а с 1939 года он стал государственным в Карпатской Украине.
Указом Президента нашей страны на чествование многовековой традиции украинской государственности, государственной символики был установлен День Государственного Флага Украины, который отмечается ежегодно 23 августа.
Знак Владимира Великого
Государственный Герб — это установленный Конституцией отличительный знак, который в графических и цветных изображениях отображает преемственность гербовой символики украинской государственности на разных этапах ее развития.
Трезубец видим еще на монетах князя Владимира Великого, а затем, с некоторыми отличиями, — Святополка и Ярослава Мудрого. Этот знак стоит на кирпиче, при исследовании развалин Десятинной церкви. Профессор Михаил Грушевский утверждал, что это был родовой знак князя Владимира и Киевского государства.
Уже с древних времен трезубец чтили как магический знак, оберег. Он символизировал:
деление Вселенной на небесное, земное и потустороннее;
сочетание Божественного, Отцовского и Материнского, — священных начал, трех природных стихий — воздуха, воды и земли.
Трезубец содержит число три, что было знаковым в христианской и дохристианской Украине. Имеем разделение года на сезоны осень, зиму и весну, а в монотеистической христианской Украине— религиозное сочетание Отца, Сына и Святого Духа в определении «Бог».
В декабре 1917 года Украинская Центральная Рада утвердила Трезубец как Государственный Герб УНР. С 22.01.1919 согласно закону о воссоединении Трезубец был включен в краевой герб Западной области УНР. Этот символ также был главным элементом Герба Украинского Государства гетмана Павла Скоропадского и Директории. В мае 1920 года Всеукраинская Национальная Рада конституционно закрепила Трезубец как Государственный Герб. С 1939 года это Государственный Герб Карпатской Украины, которая провозгласила самостоятельность после распада Чехословацкой Республики.
Государственный Гимн — поэтико-музыкальное произведение, которое прославляет Родину, исторические события, их героев.
Конституционные предписания
В ч.1 ст.20 Конституции отмечается, что государственными символами Украины является Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн. Согласно ч.6 ст.20 Основного Закона описание государственных символов и порядок их использования устанавливаются законом, который принимается не меньше чем 2/3 конституционного состава парламента. В соответствии с п.4 ч.2 ст.92 акта высшей юридической силы порядок использования и защиты государственной символики определяется исключительно законами. Статья 65 Основного Закона одной из конституционных обязанностей граждан определяет «защиту Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов».
Украина является независимым, демократическим, правовым, унитарным государством, суверенитет которого распространяется на всю его территорию (ст.1, чч.1, 2 ст.2 Основного Закона). Указанные положения Конституции направлены в будущее, однако без формирования уважения к государственной символике идти по пути развития невозможно. Потому что уважение к государственной символике Украины является показателем патриотической, высокой политико-правовой культуры народа.
Постановлениями ВР от 28.01.1992 №2067-ХІІ и от 19.02.1992 №2137-ХІІ утверждено описание малого Государственного Герба и Государственного Флага. Однако в соответствии с требованиями ч.6 ст.20, п.4 ч.2 ст.92 Конституции вопросы описания государственных символов, порядка их использования и защиты должны определяться исключительно законами.
Более того, под вопросом — само действие этих постановлений ВР. Ведь в соответствии с п.1 раздела XV «Переходные положения» акта высшей юридической силы законы и другие нормативные акты, принятые до вступления в силу Конституции, действуют в части, которая не противоречит ей. Согласно правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в решении от 1.04.2008 №4-рп/2008 по делу о Регламенте Верховной Рады, перечень вопросов, которые должны регулироваться исключительно законами Украины, имеет императивный характер. Следовательно, после принятия Конституции урегулирование вопроса описания государственной символики постановлениями Верховной Рады не соответствует требованиям п.4 ч.2 ст.92 Основного Закона.
В настоящее время только закон «О Государственном Гимне Украины» от 6.03.2003 №602-IV частично соответствует требованиям Конституции. Однако он дает лишь описание государственного символа, но не устанавливает порядка его использования и защиты.
Три безотлагательных закона
То есть, учитывая вышеизложенное, Украина нуждается в безотлагательном урегулировании на законодательном уровне вопросов использования и защиты государственных символов.
Было бы неплохо, если бы, например, закон «О Государственном Флаге Украины» определял вопросы:
постоянного поднятия стяга на зданиях органов государственной власти (Администрации Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров, Конституционного, Верховного и высших специализированных судов, Генеральной прокуратуры, Нацбанка и т.п.) и исполнительных органов местного самоуправления;
поднятия флага в дни государственных праздников на зданиях органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, учреждений независимо от форм собственности, а также на жилых помещениях;
поднятия флага на гражданских и судах Военно-морских сил Украины;
постоянного установления флага в рабочих кабинетах должностных лиц (Президента и других) и помещениях, где проводятся торжественные мероприятия с его участием, в рабочих помещениях народных депутатов, министров, судей, депутатов советов всех уровней и т.п.;
размещения Государственного Флага на транспортных средствах;
порядка поднятия флага на торжественных мероприятиях и церемониях государственного, местного значения или проводящихся общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности;
поднятия флага в местах дислокаций украинских войск, расположения дипломатических представительств, консульств и миссий;
использования флага во время дней траура, народной скорби и оказания военных почестей;
соотношения Государственного Флага с флагами исполнительных советов всех уровней (области, района, города и т.п.), предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;
порядка одновременного поднятия Государственного Флага с флагами других стран, международных межправительственных организаций;
определения механизма использования, подъема, официального подъема Государственного Флага;
нанесения его изображения на морские, воздушные суда и т.п.
Также нужен закон «О Государственном Гербе Украины», который должен был бы регламентировать по крайней мере следующие вопросы:
размещение Государственного Герба на бланках актов органов государственной власти, дипломатических представительств, консульств, а также на бланках удостоверений и документов, печатях и т.п.;
размещение герба вместе с флагом (так же как и для флага), их соотношение;
нанесение герба на пограничные столбы и пункты пропуска через государственную границу;
размещение герба на флагштоках Президента, боевых знаменах воинских частей, военных кораблей и воздушных судов;
нанесение герба на денежные знаки, награды, дипломы о получении высшего образования, на одежду для служащих и т.п.;
порядок соотношения Государственного Герба с гербами исполнительных советов всех уровней, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;
порядок изготовления, хранения и уничтожения бланков, печатей и других носителей изображения Государственного Герба и т.п.
Необходимо внести дополнения в закон «О Государственном Гимне Украины» в части:
порядка его исполнения при вступлении новоизбранного Президента на пост, при открытии и закрытии пленарных заседаний парламента, во время официальных церемоний и торжеств, встреч представителей иностранных государств, проведения воинских ритуалов, открытия памятников и памятных знаков, открытия и закрытия торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Украины, и во время других торжественных событий;
порядка трансляции гимна государственными телерадиокомпаниями;
исполнения гимна во время проведения торжественных мероприятий на территории иностранных государств;
порядка чествования Государственного Гимна гражданами (стоя, мужчины — без головных уборов, лицом к Государственному Флагу);
использования гимна в других музыкальных и художественных произведениях и т.п.
Частичное регулирование
Однако следует отметить, что, несмотря на отсутствие специальных законов о государственных символах, отдельные положения относительно порядка их использования и защиты все-таки закреплены в других действующих нормативно-правовых актах. Например, в п.2 ч.1 ст.434 Гражданского кодекса говорится, что государственные символы Украины не являются объектами авторского права.
Согласно абз.6 ч.1 ст.8 закона «О рекламе» запрещается использовать или имитировать изображение Государственного Герба, Государственного Флага, звучание Государственного Гимна, кроме случаев, предусмотренных законами в сфере интеллектуальной собственности.
В соответствии с п.«г» ч.1 ст.10 закона «Об авторском праве и смежных правах» не являются объектами авторского права: «государственные символы Украины, государственные награды; символы и знаки органов государственной власти, Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований; символика территориальных общин; символы и знаки предприятий, учреждений и организаций».
Абзацем первым ч.1 ст.6 закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» установлено, что «не могут получить правовую охрану обозначения, которые изображают или имитируют: государственные гербы, флаги и другие государственные символы (эмблемы)».
Статья 23 закона «О местном самоуправлении» устанавливает, что на домах, где работают советы и их исполнительные комитеты, поднимается Государственный Флаг Украины.
Согласно ч.1 ст.16 закона «О судоустройстве и статусе судей» символами судебной власти являются Государственный Герб и Государственный Флаг.
Ответственность за надругательство над государственными символами
Статья 338 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за надругательство над государственными символами. Такие деяния караются штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 3 лет. Публичное надругательство над официально установленным или поднятым флагом или гербом иностранного государства также карается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов, или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок до 2 лет. Раньше ответственность за это преступление предусматривалась ст.187-2 УК 1961 года.
Также согласно ст.339 действующего УК незаконное поднятие Государственного Флага на речном или морском судне карается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до 6 месяцев.
Однако из-за отсутствия специального закона, который бы регулировал порядок использования государственных символов, практически невозможно квалифицировать неправомерные действия, подпадающие под уголовную ответственность как надругательство над ними. В то же время очевидными являются примеры пренебрежительного отношения к государственным символам:
срывание Государственного Флага или Государственного Герба;
их уничтожение или повреждение;
использование символики не по назначению;
надругательство над ними, нанесение неприличных надписей или рисунков;
искажение текста или музыки Государственного Гимна;
распространение его текста с искажением содержания и значения и т.п.
К сожалению, это касается и другой символики, в том числе и времен Великой Отечественной войны.
Этика символики
Существует международная этика государственной символики. В то же время каждой стране присущи свои особенности регламентации этого вопроса. Однако в международных отношениях выработаны общие правила уважения к государственным символам.
Так, флаги наносящей визит и принимающей сторон, должны быть одного размера и вывешены на одинаковом расстоянии; не касаться земли, воды, деревьев, зданий, предметов. Полотнища должны быть чистыми, без повреждений ткани. Нужно четко соблюдать цвета. Вообще, в европейских странах практикуется разработка эталонов ткани, цветов, графических изображений для флага, герба, а также исполнения гимна.
По общему правилу, государственный флаг не должен постоянно быть вывешенным на помещениях граждан. Он должен устанавливаться в связи с торжественными мероприятиями местного и государственного значения, на государственные праздники.
P.S. С особыми мнениями к решению КС №6-рп/2011 судей Владимира Кампо и Василия Брынцева можно ознакомиться на стр.14 этого номера. Особое мнение судьи Марии Маркуш будет опубликовано в следующем номере «ЗиБ».
Наталия ШАПТАЛА, судья Конституционного Суда Украины
Андрей ПОТЕМКИН, начальник отдела изучения и обобщения судебной практики Высшего хозяйственного суда Украины
Весь номер в формате PDF
(pdf, 7.16 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!