ГАИ собирается решить все проблемы на дорогах с помощью одного «эпохального» проекта
Последнее заседание парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности прошло «под знаком» безопасности на дорогах. Львиная доля рассмотренных законопроектов была посвящена именно этой теме. Кроме того, депутаты пригласили на ковер начальника департамента ГАИ МВД Владимира Астапковича, который отчитался о ситуации в дорожной сфере. Результатом такого общения стало решение о разработке комплексного законопроекта.
ДТП — меньше, а на дорогах — не спокойнее…
Первый вопрос повестки дня заседания комитета — «Практика и проблема применения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». В гостях у парламентариев — начальник департамента ГАИ МВД В.Астапкович.
Главный гаишник страны в довольно радужных красках описал ситуацию: «За истекшее время зафиксировано уменьшение количества ДТП на 5%, погибших — на 21%, травмированных — на 3%… Департаментом ГАИ принята целевая программа повышения безопасности дорожного движения до 2016 года… Происходит модернизация подразделений ГАИ, оснащение их современными приборами с функциями видео- и фотосъемки… 93 стационарных поста дорожно-патрульной службы ГАИ, основная задача которых — предоставление помощи гражданам, выявление и пресечение правонарушений, оборудованы системой автоматической видеофиксации правонарушений, которая автоматически осуществляет фиксацию транспортных средств и их номерных знаков… Внедряется система «Гарпун», обеспечивающая фиксацию превышения скорости… Создаются условия для снижения уровня аварийности», — бодро рапортовал В.Астапкович.
Он рассказал и об увеличении размеров штрафов за нарушение ПДД, и о введении новых Правил дорожного движения и дорожных знаков, отвечающих европейским стандартам. Но, похоже, его рассказ не слишком впечатлил членов комитета.
«Все это, конечно, хорошо, но проблем на самом деле гораздо больше, — вернул начальника ГАИ на землю первый зампредседателя комитета Артем Пшонка. — Я видел в Интернете выложенный на You Tube ролик. На нем видно, как машина обычного водителя, который представлял какую-то отстаивающую права водителей организацию, гонялась за патрульной машиной. Это же позор! Давайте мы построим работу так — подготовьте перечень всех проблем, с которыми на практике сталкиваются рядовые сотрудники ГАИ. Мы еще раз соберемся и подумаем, что можем изменить в законодательстве и как изменить отношение к сотрудникам ГАИ. Сколько вам нужно для этого времени?»
«Я думаю, месяца на это хватит», — пообещал В.Астапкович.
«Дайте поручение по вертикали и проанализируйте практику применения и админкодекса, и законов, регламентирующих деятельность ГАИ, посмотрите, что неэффективно работает… Только практика является критерием истины. Если вы предоставите нам такие материалы, мы их обработаем и внесем изменения в законы. Думаю, это будет полезное для всех сотрудничество», — добавил в свою очередь заместитель председателя комитета Владимир Олийнык.
Вообще, дорожная тема расшевелила депутатов — в обсуждении участвовали практически все.
«Почему, когда наши люди едут за границу, все вдруг становятся законопослушными — и ремни пристегивают, и по мобилке не разговаривают? Потому что знают: если остановит полицейский, им не поздоровится. А у нас для сына представителя милиции, или чиновника, или народного депутата закон не писан… Так что давайте сами научимся выполнять законы», — предложил Владимир Малышев.
К дискуссии подключился даже приглашенный на заседание председатель Госпредпринимательства Михаил Бродский: «Напишите один закон, но такой, который никто не сможет нарушить. Однако при этом нужно сделать такой социальный пакет для гаишника, чтобы он боялся потерять свою работу... А то у нас каждый день тысячи людей с зарплатой 1200 грн. выходят на охоту. Задумайтесь. У нас в три раза больше, чем в любой другой стране, гибнет людей. В нашей стране из 45 млн 10 человек каждый день не возвращаются домой — это настоящая война».
В конце концов депутаты и представители МВД договорились, что последние к 3 июля подготовят свои предложения и постараются разработать комплексный проект закона, касающийся безопасности на дорогах, а первые рассмотрят его и, возможно, подумают над альтернативным документом.
Мусор в законе
На последнем заседании члены комитета решили поддержать предложение Елены Нетецкой, которая подала законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усовершенствования ответственности за правонарушения на транспорте, в сфере путевого хозяйства и связи» (№2667). В нем, в частности, говорится, что необходимо увеличить размер штрафов за выбрасывание мусора во время движения автотранспорта (до 35—50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан) и определить уполномоченных лиц, которые смогут в связи с этим составлять протоколы об административных правонарушениях. В документе также предлагается расширить перечень «технических устройств, имеющих функции видео-, фотозаписи, на основании которых уполномоченный орган устанавливает правонарушение». Нардепы рекомендовали принять его за основу. А вот законопроект, предлагающий усилить ответственность за использование мобильных телефонов, не оборудованных устройствами хэндс-фри, водителями маршрутных такси и автобусов междугороднего и международного сообщения отправили на доработку.
Еще одну инициативу, напугавшую многих водителей, попросил снять с рассмотрения сам автор — Геннадий Москаль. По его мнению, документ необходимо доработать. Напомним, проект №2965 обязывал водителей использовать видеорегистраторы во время эксплуатации автомобиля. Для установления ответственности за невыполнение этого требования предлагалось ввести штраф — от 17 до 51 грн. Кроме того, документ предусматривал внесение изменений в Уголовный процессуальный кодекс, согласно которым видеозаписи автомобильного видеорегистратора при наличии в них важных для следствия сведений могут использоваться в уголовном производстве как допустимые доказательства.
О нерадивых чиновниках и зеках
Глава Госпредпринимательства специально явился на заседание комитета, чтобы лоббировать правительственный законопроект №2942 «О внесении изменений в статью 16612 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
«Мы отвечаем за вопросы лицензирования и очень часто получаем обращения от предпринимателей о том, что им без уважительных причин отказывают в выдаче лицензии, дубликата. Мы предлагаем усилить административную ответственность за нарушение сроков при выдаче лицензии или ее копии», — обратился к членам комитета М.Бродский.
В документе предлагается расширить ответственность за нарушение лицензионного законодательства и установить административную ответственность за нарушение сроков принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии или ее копии, переоформления лицензии. Проект ужесточает штрафные санкции за нарушение должностными лицами всех лицензионных процедур и за выдачу органом лицензирования лицензии при отсутствии решения уполномоченного органа о ее выдаче — от 850 до 1190 грн. А за повторное нарушение в течение года предусмотрены еще более высокие штрафы — от 1190 до 1700 грн.
По мнению главы Госпредпринимательства, если установят такую ответственность, чиновники будут меньше притеснять предпринимателей. Он напомнил, что этот законопроект был единогласно одобрен на заседании Правительства. Слова М.Бродского убедили депутатов — большинство проголосовало за то, чтобы рекомендовать принять проект за основу.
Еще один законопроект Кабмина — «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс относительно порядка и условий отбывания наказания» (№1131). Его комитет рассматривал уже во втором чтении, и проект неожиданно подвергся «артобстрелу» критики — члены комитета сошлись на том, что в нем много недоработок.
«К этому проекту есть серьезные вопросы, — прокомментировал Геннадий Васильев. — Вы только посмотрите, что мы предлагаем записать: заключенным запрещается самовольно покидать колонию, нарушать линию охраны… Ну, это еще, казалось бы, ничего. А вот дальше: запрещается покупать, изготавливать, использовать, хранить деньги, предметы, ценности, оружие… Зачем это все перечислять?... Это может быть в подзаконных актах, но не в законе».
«Я об этом говорил, выступая при рассмотрении проекта в первом чтении… Но никто меня не слушал, — пожаловался представлявший документ Сергей Сас, — а сейчас уже поздно что-то делать». (Предусмотренный согласно процедуре 14-дневный срок для подачи замечаний и предложений при подготовке проекта ко второму чтению, уже истек.)
«Скажите, можно ли заключенному выращивать опийный мак?» — поинтересовался кто-то у заместителя министра юстиции Андрея Седова.
«Нет, конечно. Но этот перечень взят из жизни… В каждом исправительном учреждении есть промзона, и там могут происходить разные события, в том числе и выращивание опийного мака», — ответил чиновник.
Представитель Кабмина пытался убедить членов комитета в необходимости поддержать проект: «Минюст считает, что все эти ограничения необходимо урегулировать на уровне закона. Потому что подзаконными актами это можно регулировать до бесконечности. А закон все-таки дает исчерпывающий перечь запретов, от которых будет отталкиваться пенитенциарная служба», — отметил А.Седов.
В итоге был найден компромисс — рассмотрение проекта перенесли на 3 июля.
С помощью одного законопроекта депутаты и представители милиции собираются убить сразу двух зайцев — снизить аварийность на дорогах и заставить уважать гаишников.
Материалы по теме
еЧерга заработает для легковых авто
27.02.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!