Результаты оперативной деятельности не всегда можно использовать в деле
Получив информацию о причастности лица к криминалу, следователь не всегда имеет возможность использовать эти сведения как доказательство в деле. Поэтому в законодательстве необходимо четко прописать, какая именно информация и при каких условиях полученная может стать доказательством. Таким образом будут защищаться свободы граждан, но и преступникам труднее станет избежать наказания.
Суть проблемы
В соответствии с ч.3 ст.66 Уголовно-процессуального ко¬декса лицо, которое осуществляет дознание, следователь, прокурор и суд по делам, которые находятся в их производстве, вправе поручить подразделениям, осущест¬вляющим оперативно-разыскную деятельность, провести оперативно-разыскные мероприятия или использовать средства для получения фактиче¬ских данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле. Такими подразделениями являются перечисленные в ст.5 закона «Об оперативно-разыскной деятельности» подразделения служб и министерств.
Таким образом, во время проведения проверок о преступлениях, во время досудебного следствия могут проводиться оперативно-разыскные мероприятия с целью получения информации о преступлениях. В соответствии с п.4 ч.2 ст.14 закона «Об оперативно-разыскной деятельно¬сти» прокурор дает письменные указания о проведении оперативно-разыскных меропри¬ятий в интересах уголовного судопроизводства, о розыске лиц, без вести отсутствующих.
Полученные во время проведения оперативно-разыскных мероприятий материалы кино- и фотосъемки, видеозаписи, протоколы и другие данные могут быть предоставлены следователю. Тот в свою очередь обязан проверить, проанализировать и дать оцен¬ку этой информации, а когда удостоверится в соблюдении норм права во время сбора информации, она может использоваться в качестве доказательства.
Проблема заключается в том, что в законодательстве не закреплена процедура пре¬д¬оставления таким данным статуса доказательств, а УПК признает, что доказательства могут быть получены в результате проведения оперативно-разыскной деятельности. В частности, в соответствии со ст.65 УПК доказательства могут устанавливаться протоколами с соответствующими дополнениями, составленными уполномоченными органами по результатам оперативно-разыскных мероприятий, и другими документами. Но процесс предоставления материалам, полученным во время оперативно-разыскной дея¬тельности, доказательной силы в законах не прописан, что вызывает трудности в практической деятельности.
Требования к сведениям
Данные, полученные в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий, могут приобрести значение доказательств лишь в том случае, если их принадлежность к обстоятельствам, которые исследуются в уголовном деле, будет установлена из источников, преду¬смотренных уголовно-процессуальным законом (ч.2 ст.65 УПК), а сами данные — получены в соответствующем процессуальном порядке. В противном случае их можно использовать только как ориентировочную информацию.
Это означает, что результаты оперативно-разыскной деятельности могут и должны использоваться в процессе доказывания для установления носителей доказательной информации, проверки доказательств, а нередко — как основания для проведения того или иного следственного действия.
Следователь, получив ориентировочную информацию, в случае процессуальной возможности обязан получить доказательную информацию. Например, после получения следователем информации от оперативного работника в виде письма от руководителя оперативно-разыскного подразделения о некоторых обстоятельствах дела, следователь может вызвать этого оперативного работника и допросить в качестве свидетеля. Информация, полученная в ходе проведения оперативно-разыскной деятельности, оформляется протоколом до¬проса и является уже доказательной. Впрочем, такой до¬прос не должен нарушать норм закона «Об оперативно-ра¬зыск¬ной деятельности».
Согласно последнему материалу оперативно-разыскной деятельности позволяется использовать для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле.
С разрешения суда
Часть оперативно-разыскных мероприятий может проводиться исключительно с разрешения суда. В соответствии с ч.2 ст.8 вышеупомянутого закона «негласное проникновение в жилище или другое владение лица, снятие информации с каналов связи, контроль за перепиской, телефонными разговорами, телеграфной и другой корреспонденцией, применение других технических средств получения информации проводятся по решению суда, принятому по представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя».
В то же время в УПК нет указания на необходимость получения разрешения суда для проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий. Проблема относительно того, какие именно протоколы оперативно-разыскных мероприятий можно считать доказательствами в деле, остается нерешенной. Кроме того, на практике часто возникают ситуации, когда оперативно-разыск¬ные подразделения передают информацию следователю, указывают источник ее получения, но в то же время не разглашают, с помощью каких именно технических приспособлений это сделано. Приобщать такие материалы к делу как доказательство нельзя, поскольку в судебном заседании возникнут проблемы при их исследовании. Эта проблема требует немедленного решения, поскольку полученная при проведении оперативно-разыскной деятельности информация теряет свое значение, а государство несет расходы в виде оплаты работы сотрудников и ее технического обеспечения.
План действий
Использование данных оперативно-разыскной деятельности в процессе доказывания допустимо. Однако во время принятия проекта УПК необходимо учесть международный опыт, доктринальные взгляды, потребности общественного развития и рекомендации Совета Европы. Лишь в таком случае мы получаем четкий и качественный акт, который будет регулировать уголовно-процессуальные отношения.
Следует закрепить на законодательном уровне использование результатов оперативно-разыскной деятельности подразделений МВД, СБУ, налоговой милиции и других уполномоченных органов как один из способов сбора доказательств. При этом полученная оперативно-разыскная информация может быть использована в процессе доказывания при соблюдении определенных условий. В первую очередь она должна:
а) касаться дела и указывать на обстоятельства, которые подлежат установлению в ходе расследования;
б) быть доступной для процессуального оформления;
в) быть проверенной процессуальным путем.
На сегодня использование данных оперативно-разыскной деятельности в процессе доказывания является проблемой, пути решения которой должны быть отображены в новом Уголовно-процессуальном кодексе, над которым сейчас работают профильные комитеты парламента.
Олег ОСТРИЙЧУК, помощник прокурора Хорольского района Полтавской области
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!