Квартира, которая в конкретное время не пригодна для проживания из-за отсутствия отделки и ремонта, отвечает всем признакам жилья как предмета уголовного правонарушения, определенного в ст.162 УК.
На это обратил внимание Кассационный уголовный суд, оставляя без изменений приговор по делу №686/4313/20, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу суды предыдущих инстанций признали обвиняемого виновным и осудили по ч.1 ст.162 УК за то, что он без согласия собственника, без решения суда незаконно проник в принадлежащую потерпевшей на праве собственности квартиру, где заменил замки входных дверей и сломал ручки по квартире, чем сделал невозможным доступ пострадавшей к собственной квартире.. В связи с истечением сроков давности лицо освобождено от наказания на основании п.2 ч.1 ст.49 УК.
В кассационной жалобе осужденный утверждает, что в его действиях отсутствует состав уголовного правонарушения, поскольку квартира не является жильем, потому что не пригодна для этого.
В свою очередь, КУС отметил, что ч.1 ст.162 УК предусматривает ответственность за незаконное проникновение в жилище, а так же другие действия, нарушающие неприкосновенность жилья. При этом под последним нужно понимать как помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (дом, квартира, дача, номер в отеле и т.п.), а также те его части, где может храниться имущество (балкон, веранда, кладовая и т.п.), за исключением помещений, не связанных непосредственно с жильем (гараж, сарай, баня, погреб и т.п.), и любое помещение, независимо от его назначения и правового статуса, которое находится в фактическом владении лица и приспособлено для постоянного или временного проживания в нем физических лиц, а также все его составные части.
Учитывая практику ЕСПЧ, новеллой УПК стало определение «жилья» в ч.2 ст.233 УПК. Так, согласно ч.2 ст.233 УПК под жильем лица понимается любое помещение, находящееся в постоянном или временном владении лица, независимо от его назначения и правового статуса и приспособленное для постоянного или временного проживания в нем физических лиц, а также все составные части такого помещения.
Однако, как отметил КУС, в уголовно-правовом понимании понятие жилье имеет свои специфические признаки, которые частично совпадают с теми, о которых говорится в ч.2 ст.233 УПК, поскольку по своему объему является более широким понятием, которое охватывает его признаки как в гражданско-правовом измерении, так и в уголовном отношении.
Поэтому суды предыдущих инстанций обоснованно исходили из того, что квартира потерпевшей отвечает всем характерным для жилья признакам в аспекте применения ч.1 ст.162 УК, о чем свидетельствуют, среди прочего, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество; выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности; договор об участии в финансировании реконструкции дома между обвиняемым как управляющим и потерпевшей как доверителем; акт приема-передачи объекта инвестирования — этой квартиры, а также свидетельские показания, потерпевшей и обвиняемого.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!