Одно лишь усиление ответственности за нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда, хотя и будет способствовать сохранению природных ресурсов, не устраняет существующих коррупционных рисков.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
На это обратили внимание в Комитете Национальной ассоциации адвокатов Украины по аграрному, земельному и окружающему праву по итогам анализа проекта закона № 11309 от 31.05.2024 о внесении изменений в статью 91 Кодекса об административных правонарушениях, который Верховная Рада приняла за основу.
Сегодня ст. 91 КУоАП предусматривает штраф: для граждан – от 9 до 24 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; для должностных лиц – от 15 до 30 минимумов. Проект предлагает увеличить санкции: от 500 до 1000 и от 1000 до 1500 соответственно.
В НААУ напомнили, что ст. 16 Конституции обязывает государство обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие. И усиление ответственности носит превентивный характер, что в целом будет способствовать сохранению природных ресурсов. В то же время изменения не устраняют коррупционные риски, которые будут проявляться в злоупотреблении дискреционными полномочиями контролирующих органов, уполномоченных составлять протоколы и налагать штрафы за правонарушения. В этой связи, считают адвокаты, уместно было бы регламентировать фиксацию таких нарушений и предусмотреть обязательные фото-, видеофиксацию.
Кроме того, действующая редакция ст. 91 КУоАП не содержит перечня действий, имеющих признаки правонарушений, и степень ущерба, за который применяется ответственность. Следовательно, существуют риски непрозрачного толкования состава правонарушения.
Их можно было бы снизить за счет создания открытого реестра правонарушений в сфере охраны природно-заповедного фонда, усиления общественного контроля и участия общественности в принятии решений.
В целом отсутствие системного подхода к внедрению изменений привлечения к ответственности в сфере охраны окружающей природной среды несет риски уклонения от нее. В частности, формализм в доказывании состава правонарушения и ненадлежащее оформление материалов административного дела контролирующими органами, пропуск сроков привлечения к ответственности, неопределенность границ ответственности субъекта, злоупотребление правом на обжалование административных санкций.
Так что, хотя проект 11309 является важным шагом в направлении усиления охраны природно-заповедного фонда Украины, в то же время требует внедрения дополнительных механизмов надлежащей реализации ст. 91 КУоАП.
Комментарии
Ідея створення реєстру правопорушень у сфері природно-заповідного фонду є логічною в умовах зростання екологічних викликів. Водночас ефективність ініціативи залежить не лише від технічної реалізації, …